Требования, предъявляемые к медсестре, работающей в педиатрии
Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, включающей в себя проведение мероприятий касаемо профилактики заболеваний, укрепления здоровья, оказания психосоциальной поддержки, предоставления ухода и медицинской помощи лицам всех возрастных групп, которые или имеют какие-либо психические или физические заболевания, мешающие им самостоятельно себя обслуживать, или нетрудоспособны в силу тех или иных причин.
Сестринское дело в педиатрии представляет собой комплекс мероприятий по наблюдению и уходу за новорожденными, детьми и подростками.
Медсестра, работающая с детьми, должна обладать определенными теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ей грамотно и качественно оказывать необходимую помощь новорожденным, детям и подросткам.
Медсестра сестринского дела в педиатрии должна владеть знаниями касаемо:
- своих функциональных обязанностей, своего предназначения и ответственности, которую она несет;
- организации медицинской помощи детям разных возрастов;
- психологии, этики и норм общения;
- прав и законов, применяющихся в сфере здравоохранения;
- этапов ухода за ребенком, сестринского процесса в педиатрии;
- причин, основных клинических проявлений, принципов лечения, осложнений, оказания первой медицинской помощи детям разных возрастов при различных заболеваниях и травмах;
- структуры лечебно-профилактических учреждений;
- методов реабилитации после болезней и травм, ее видов и форм;
- различных групп лекарственных препаратов, их показаний, противопоказаний, возможного взаимодействия с другими лекарственными средствами;
- принципов питания детей разных возрастов;
- диспансеризации и социальной значимости болезней;
- инфекционных заболеваний, а также мер по обеспечению безопасности пациентов и медицинских работников в случаях возникновения инфекционных заболеваний;
- психологических принципов общения с детьми, их родителями и другими родственниками;
- этики и деонтологии в медицине;
- основных видов медицинской документации;
- техники безопасности в лечебно-профилактических учреждениях различных типов;
- обязанностей, прав и ответственности младшего медицинского персонала;
- медицины катастроф.
Медсестра в педиатрии должна владеть практическими навыками и умениями в областях:
- первичного туалета новорожденного;
- правильного ухода за пуповиной;
- антропометрии новорожденного;
- правил пеленания новорожденного;
- обогрева новорожденного с помощью лучистого тепла;
- правильного использования кювеза для новорожденного;
- обучения матери правильному прикладыванию к груди ребенка;
- принципов искусственного вскармливания новорожденных;
- кормления ребенка при помощи зонда и правильного ухода за зондом;
- постановки очистительной и лечебной клизмы;
- ассистирования врачу при переливании крови;
- правильного проведения осмотра кожи и видимых слизистых оболочек у ребенка, а также измерения жизненно важных показателей, таких как ЧСС, АД, температуры тела и частоты дыхательных движений;
- определения уровня глюкозы в моче ребенка;
- определения группы крови и резус-фактора у ребенка;
- правил постановки всех видов инъекций: подкожных, внутрикожных, внутривенных, внутримышечных, а также должной подготовки систем для внутривенно-капельных вливаний;
- правил установки внутривенного катетера («бабочки») и правильного ухода за ним;
- правил постановки мочевого катетера как мальчикам, так и девочкам;
- принципов и правил использования различных методов подачи кислорода и контроля данной процедуры;
- правильной подготовки ребенка к спинномозговой и плевральной пункции;
- правил проведения искусственной вентиляции легких различными методами, принципов освобождения от инородных предметов дыхательных путей;
- принципов проведения сердечно-легочной реанимации различными методами;
- непрерывного мониторинга показателей жизненно-важных функций у детей;
- правил остановки кровотечения из поверхностных и глубоко расположенных сосудов;
- проведения процедуры промывания желудка;
- грамотного использования доврачебной посиндромной терапии.
Задачи сестринского дела в педиатрии
Перед сестринским делом в педиатрии стоят следующие задачи:
- сбор анамнеза (истории развития ребенка до настоящего момента, перенесенных ранее заболеваний и оперативных вмешательств (при наличии таковых), выяснение наследственных факторов, аллергологической отягощенности, оценка бытовых условий (качества и разнообразия питания, условий проживания, психологического климата в семье);
- проведение анализа собранных сведений (оценка степени возможного оказанного влияния выявленных моментов на состояние ребенка в настоящее время);
- оценка состояния ребенка (в первую очередь исключение наличия угрожающих жизни состояний) включает в себя визуальный осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек, проверку рефлексов, в том числе патологических, реакции ребенка на различные раздражители;
- оказание помощи врачу в постановке диагноза с помощью применения под его руководством специальных методик, уместных в каждом конкретном случае;
- составление и детальная разработка плана по уходу за ребенком в зависимости от его состояния и характера основной патологии, а также наличия каких-либо сопутствующих заболеваний;
- консультирование родителей и родственников ребенка относительно правил ухода и профилактики развития осложнений;
- контроль строгого исполнения врачебных предписаний;
- выполнение манипуляций, назначенных врачом (проведение инъекций, предоперационная подготовка, подготовка лекарственных средств);
- разъяснение родителям больного ребенка рекомендаций по поводу физических нагрузок и предписанной диеты;
- обеспечение создания благоприятного психологического климата вокруг больного.