Основные задачи и цели сестринского дела
Сестринское дело является частью государственной системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность, направленную на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения, предоставляет психосоциальную помощь и уход для лиц, имеющих психические и физические отклонения и заболевания. Также она обеспечивает аналогичную помощь гражданам, имеющим ограничения трудоспособности всех степеней.
На разных административных территориях подход к пониманию сестринского дела (определению формы его организации, рамок обязанностей, функций) может различаться в зависимости от особенностей уровня системы здравоохранения, национальной культуры, демографической ситуации в регионе и ряда других многочисленных факторов.
Задачи, стоящие перед сестринским делом:
- расширение и развитие управленческих и организационных резервов в области работы с кадрами;
- объединение и работа по укреплению ведомственных и профессиональных усилий в сфере оказания медицинского обслуживания населения;
- проведение специальных работ с целью обеспечения повышения квалификации персонала и улучшения профессиональных навыков кадров;
- ведение работы по разработке и внедрению новых технологий в практику сферы сестринской помощи;
- обеспечение населению консультаций по вопросам оказания сестринской помощи, а также предоставление ее при необходимости другим медицинским работникам;
- контроль обеспечения высокой степени медицинского информирования населения;
- проведение профилактической и санитарно-просветительской деятельности;
- работа над научно-исследовательскими проектами в различных областях сестринского дела;
- разработка и контроль исполнения стандартов качества работы в сестринском деле с целью направления сестринского ухода в необходимое приоритетное русло и упрощения оценки результатов проведенной работы.
Основными целями сестринского дела являются:
- разъяснение территориальной администрации ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) приоритетности и важности сестринского дела в укреплении здоровья населения;
- развитие, рациональное и эффективное использование имеющегося сестринского потенциала, а также привлечение новых источников, путем разумного расширения сестринских профессиональных навыков и обязанностей, а также повышения качества предоставляемых сестринских услуг для максимального удовлетворения потребностей населения;
- проведение обучения по подготовке высококвалифицированных медицинских кадров (сестер, а также менеджеров в сестринском деле), обеспечение проведения постдипломной подготовки для специалистов сестринского звена высшего и среднего уровня;
- работа, способствующая выработке определенного, необходимого для качественной работы в данной области, стиля мышления у медицинских сестер.
Образовательные уровни в специальности «Сестринское дело»
Система профессионального образования ставит перед собой задачу непрерывно обеспечивать дифференцированную, разностороннюю подготовку кадров в области сестринского дела в зависимости и в соответствии с меняющимися, зачастую растущими, потребностями в сестринских услугах населения, а также в условиях меняющихся требований на рынке услуг.
Постоянное развитие и совершенствование государственной системы образования, программ подготовки кадров в области сестринских услуг является важным и определяющим шагом к повышению качества и расширению профессиональных навыков медицинских сестер и в целом уровня профессиональной подготовки в данной области.
Система подготовки сестринских кадров является многоуровневой. Это значит, что государством обеспечивается подготовка высококвалифицированных сестринских кадров, которые являются компетентными как в области профессионального сестринского ухода за населением, так и в стратегиях повышения эффективности управленческой деятельности.
Многоуровневая система подготовки сестринских кадров сформировалась в РФ в 1996 г. и включает в себя четыре профессионально-образовательных уровня:
- основной (базовый) уровень подготовки обеспечивают медицинские училища;
- углубленный (повышенный) уровень подготовки осуществляется с помощью медицинских колледжей;
- высшее сестринское образование (медицинский ВУЗ);
- послевузовское (последипломное) образование (аспирантура), также осуществляется в ВУЗе.
Такая система образования позволяет сестринским кадрам реализовывать свои потребности в отработке практических навыков и получении теоретических знаний в своей специальности. Для каждого уровня имеется определенный утвержденный обязательный минимум по содержанию и продолжительности (количеству часов) подготовки по данной специальности.
Программа первого (базового) уровня предполагает обучение в течение 2 лет и 10 месяцев, в результате чего подготавливаются специалисты со средним медицинским образованием, как правило, это медицинские сестры широкого профиля и сестры милосердия.
На втором уровне (повышенном) в течение 10 месяцев на базе оконченного среднего медицинского образования готовятся специалисты, обладающие углубленными знаниями и навыками в вопросах менеджмента, экономики и организации управления системой здравоохранения.
Высшее сестринское образование занимает особое место в системе многоуровневой профессиональной подготовки медицинских сестер, способствуя повышению престижа сестринской профессии. Этот уровень образования медицинских сестер предусмотрен и разработан в основном для подготовки руководителей структурных подразделений различного уровня лечебно-профилактических учреждений.
Как особенность высшего сестринского образования отмечается, что дальнейшее обучение на этом уровне основывается на знаниях, полученных на этапах среднего медицинского образования соответствующего профиля и с учетом обязательно уже достигнутого уровня теоретических знаний и профессиональных навыков и умений по специальности в ходе практической деятельности.