Общие положения о соблюдении санитарно-эпидемиологического режима в отделении
Санитарно-эпидемиологический режим — это комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических и организационных мероприятий, предупреждающих возникновение и распространение внутрибольничных инфекций.
Санитарные правила и нормативы устанавливают санитарные и эпидемиологические требования к устройству, размещению, оборудованию, противоэпидемическому режиму, противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям, организации питания пациентов и сотрудников лечебного учреждения, условиям труда.
Санитарно-эпидемиологические правила предназначены для юридических лиц и предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность. Надзор за выполнением санитарных правил проводится органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Медицинская мебель, техника, оборудование, изделия медицинского назначения, дезинфекционные средства, отделочные и строительные материалы, медицинские технологии, должны быть разрешены к применению на территории РФ. Администрация медицинского учреждения должна обеспечить производственный контроль за соблюдением противоэпидемических и санитарно-гигиенических режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований в соответствии с нормативными документами.
Планировка, структура и оборудование отделения должны исключать перекрещивание потоков с разной степенью эпидемиологической опасности и, в то же время, обеспечить поточность технологических процессов. В каждом лечебно-диагностическом отделении должны быть предусмотрены кабинет заведующего отделением, кабинет старшей медицинской сестры и помещения для персонала.
Палатные отделения, помещения с асептическим режимом, отделения терапии, лучевой диагностики и другие отделения с замкнутым технологическим циклом (пищеблок, лаборатория, центральное стерилизационное отделение, прачечная, аптека) не должны быть проходными.
Функциональное назначение, состав, структура, площади помещений определяются видами деятельности медицинского учреждения с учетом требований нормативных документов. Для создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, обеспечения безопасного труда сотрудников, комфортного пребывания пациентов, площади отдельных помещений в отделении могут быть увеличены.
В стационарах должно быть предусмотрено дезинфекционное отделение, площадь и структура которого определяются количеством обрабатываемых постельных принадлежностей.
Санитарно-эпидемиологические требования к отделениям медицинских учреждений
К отделениям медицинских учреждений предъявляется ряд общих требований:
- к структуре и внутренней отделке помещений;
- к водоснабжению и канализации;
- к микроклимату, отоплению, вентиляции, воздушной среде помещений;
- к естественному и искусственному освещению;
- к технологическому оборудованию и инвентарю;
- к организации противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Существуют санитарно-эпидемиологические особенности организации разного рода подразделений:
- приемного отделения стационара;
- палатных отделений стационаров общесоматического профиля;
- палатных отделений хирургического профиля;
- устройства и размещения операционных блоков и операционных;
- отделений реанимации и интенсивной терапии;
- палатных отделений для лечения детей;
- ожоговых отделений;
- отделений для лечения инфекционных больных;
- отделений для пациентов с муковисцидозом, ВИЧ инфекцией, онкогематологическими заболеваниями;
- отделений физиотерапевтического и восстановительного лечения;
- эндоскопических отделений;
- отделений гемодиализа;
- отделений лучевой диагностики;
- патологоанатомических отделений;
- отделений судебно-медицинской экспертизы и др.
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения
Санитарно-эпидемиологический режим лечебного отделения включает:
- поддержание чистоты и порядка во всех помещениях отделения;
- ежедневную влажную уборку помещений;
- дезинфекцию и стерилизацию предметов медицинского назначения и ухода;
- санитарно-гигиеническую обработку пациентов.
Влажная уборка помещений отделения с обязательным использованием дезинфицирующих средств проводится не менее 2 раз в сутки. Весь уборочный материал должен быть соответствующим образом промаркирован. Инвентарь должен использоваться строго по назначению, после чего его дезинфицируют. В обязанности медсестры входит следить за порядком и чистотой в палатах, не реже 3-4 раз в сутки проветривать помещение, регулярно проводить контроль содержимого и санитарное состояние тумбочек и холодильников.
Пациенту, поступившему в отделение, выделяют индивидуальные предметы ухода: посуда, при необходимости — мочеприемник или судно). После выписки все предметы подвергаются дезинфекции. Пациенты должны соблюдать общие правила личной гигиены: утренний и вечерний туалет, регулярное мытье рук и т. д. Пациенты, у которых при поступлении в лечебное учреждение был выявлен педикулез, через 7 дней должны быть осмотрены палатной медсестрой.
Во всех отделения проводятся мероприятия, направленные на выявление инфекционных больных. Для этого в каждом отделении предусмотрен изолятор, куда временно помещают пациента с инфекцией. В отделении ведется строгий учет всех больных с высокой температурой (особого внимания требуют пациенты, у которых высокая температура держится более 5 дней).
Контроль качества дезинфекции осуществляется бактериологическим путем и химическими способами. Контролирует соблюдение эпидемиологической безопасности старшая медицинская сестра отделения. При выявлении внутрибольничной инфекции для всего персонала отделения проводится внеочередной медицинский осмотр. Контроль за проведением и качеством дезинфекции осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор.