Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль средних медицинских работников в консультировании и обучения населения по вопросам здорового питания

Функции питания, принципы рационального питания

Определение 1

Питание является одной из основных физиологических потребностей живого организма, представляющей собой сложный процесс, включающий поступление, переваривание, всасывание и усвоение поступающих с пищей питательных веществ.

Основными питательными веществами (макронутриентами) являются белки, углеводы и жиры. К микронутриентам относятся витамины и минеральные вещества. Кроме того, жизненно необходимым компонентом питания для организма является вода.

К основным функциям питания относятся:

  • энергетическая. Эта функция заключается в восполнении энергетических затрат организма, 60% которых приходится на работу мышц, 10% - на умственную работу, и 30% - на работу внутренних органов;
  • пластическая. Данная функция сводится к построению и непрерывному обновлению клеток организма;
  • биорегуляторная. Без питательных веществ невозможно протекание ни одной биохимической реакции и обменного процесса в организме;
  • иммунная. Питательные компоненты необходимы для нормального функционирования иммунных клеток, защищающих организм от различных неблагоприятных воздействий окружающей среды, в том числе от инфекционных агентов.
Определение 2

Рациональное питание – это полноценное с физиологической точки зрения питание, учитывающее пол, возраст, характер труда и некоторые другие особенности конкретного индивида.

Рациональное питание обеспечивает сохранение здоровья, повышает сопротивляемость организма, физическую и умственную трудоспособность. Грубые погрешности в питании, допущенные в детском возрасте, чаще всего приводят к необратимым нарушениям.

Основные принципы рационального питания:

  • суточный рацион должен обеспечивать достаточную энергетическую ценность, не превышающую обычно 2800-3000ккал (зависит от пола, возраста, характера трудовой деятельности и других факторов);
  • соотношение питательных веществ должно быть сбалансированным. Усредненным оптимальным соотношением макронутриентов считается соотношение Ж:Б:У= 0,8: 1,0; 3,5 (или 1:1:4);
  • рацион питания должен быть разнообразным по ассортименту и приемам кулинарной обработки;
  • условия приема пищи и ее органолептические свойства должны быть оптимальными (приемлемыми для индивида, но исключающими питание «на ходу» и параллельное с приемом пищи отвлечение на другие занятия);
  • правильный режим питания: интервалы между приемами пищи, распределение калорийности;
  • рациональное питание исключает переедание.
«Роль средних медицинских работников в консультировании и обучения населения по вопросам здорового питания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Частным вариантом рационального питания является диетотерапия, или лечебное питание.

Определение 3

Диетотерапия (лечебное питание) – это применение специальных режимов приема пищи и специально составленных рационов питания в профилактических или лечебных целях.

Основными принципами диетотерапии являются: учет общего или местного воздействия пищи на организм (механического, химического, термического); учет калорийности; строгое соблюдение режима питания; использование при приготовлении блюд экологически чистых продуктов; учет индивидуальных пристрастий и особенностей пациента и показаний; качественное увеличение или ограничение отдельных пищевых веществ (углеводы, белки, соль, жидкость).

Роль медицинской сестры в распространении среди населения концепции здорового питания

Сестринские мероприятия по формированию у граждан мотивации к здоровому питанию заключаются в

  1. Разъяснение гражданам доступным языком, что здоровое питание является эффективной мерой профилактики многих серьезных хронических заболеваний, в частности, заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов желудочно-кишечного тракта, ожирения, сахарного диабета второго типа и др. Кроме того, при многих заболеваниях рациональное питание является не только профилактическим, но также и лечебным мероприятием.
  2. Работа с населением проводится в виде консультаций, викторин, интерактивов и пр., как на базе амбулаторно-поликлинических учреждений (школы здоровья), так и в условиях стационара. Эффективной мерой является также распространение бумажных листовок, брошюр и т.д.
  3. Особенно восприимчивыми к пропаганде ЗОЖ и, в частности, вопросам здорового питания, являются такие категории населения, как беременные женщины, больные с хроническими заболеваниями в период обострения и больные с острыми заболеваниями. Этот момент необходимо учитывать при организации обучающих бесед в целях вторичной профилактики. Одноразовой беседой в таких случаях ограничиваться нельзя, так как каждой из перечисленных групп требуется системное предельно детальное обучение. Для этих целей и организуются «школы беременных», либо в «школы здоровья», либо в «курсы обучения» для диспансерных групп пациентов с тем или иным заболеванием.
  4. Кроме того, работу по гигиеническому воспитанию пациентов из диспансерных групп медицинская сестра должна осуществлять не только в рамках поликлинического приема, но и в ходе проведения патронажной работы на участке.
  5. Для наглядности и улучшения понимания материала при проведении консультаций медицинская сестра использует плакаты и иные средства, отображающие особенности строения и функционирования органов желудочно-кишечного тракта, энергетическую ценность различных питательных веществ, значение для организма витаминов и минеральных веществ и пр. Разумеется, медицинская сестра должна сама хорошо знать и понимать аргументацию правил и принципов рационального питания, чтобы суметь разъяснить непонятные моменты и ответить на вопросы.
  6. Оказание помощи пациентам в вопросах, касающихся организации правильного питания с учетом индивидуальных особенностей распорядка дня, характера трудовой деятельности, вкусовых предпочтений, наличия тех или иных заболеваний и т.д.
  7. Дача пациентам рекомендаций относительно просветительской литературы по вопросам здорового питания, которую они могут приобрести и самостоятельно ознакомиться с ней.
  8. Важным моментом является формирование у пациентов позитивного и ответственного отношения к своему здоровью, мотивирование их к соблюдению принципов здорового питания. В противном случае в большинстве случаев люди спустя некоторое время возвращаются к привычному режиму питания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 12.02.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot