Понятие и причины сколиоза
Сколиоз — это заболевание опорно-двигательного аппарата, для которого характерно боковое искривление позвоночного столба, торсионное (скручивающее) вращение его вокруг своей оси.
Детский сколиоз подразделяют на:
- врожденный — обусловлен нарушением развития костных структур еще во внутриутробном развитии;
- приобретенный — чаще всего возникает у детей дошкольного и школьного возраста.
По уровню изгиба сколиоз может быть шейным, грудным или поясничным, правосторонним или левосторонним, простым (частичным), когда присутствует одна боковая дуга искривления, и сложным, при котором наблюдается нескольких дуг искривления в разные стороны, а также тотальным, при котором искривление захватывает весь позвоночник. Выделяют фиксированный и нефиксированный сколиоз, исчезающий в горизонтальном положении.
Причины развития сколиоза:
- появление аномальных, добавочных позвонков неправильной формы, недоразвитие позвонков в эмбриональном развитии;
- врожденная слабость соединительной ткани;
- рахит (несоответствие между количеством кальция в костях и его усвоением в организме, возникающее вследствие дефицита витамина D, который принимает участие во всасывании и отложении кальция в костной ткани); появлению рахитического сколиоза способствует слабость мышц и мягкость костей при рахите;
- параличи — нарушение или утрата способности к движению в одной или нескольких частях тела; паралитический сколиоз развивается после детского церебрального паралича, нервных заболеваний, при одностороннем мышечном поражении;
- плохая осанка (школьный, или привычный сколиоз) — появляется, если мебель для ребенка (стол, стул) подобрана не по возрасту, а также в результате ношения портфеля, держания ребенка за одну руку при ходьбе;
- компенсаторный механизм развития — развивается как компенсация при укорачивании одной из ног;
- нарушение работы внутренних органов — вследствие болевого синдрома у ребенка ослабляются мышцы, они перестают поддерживать позвоночник и развивается висцеральный сколиоз;
- стрессы, эмоциональное напряжение.
Сколиоз у ребенка может возникнуть в результате тяжелых родов, при сдавливании головки во время прохождения по родовым путям. Чаще всего сколиоз развивается вследствие сочетания нескольких факторов. Сколиоз проявляется у детей 7-9 лет, в пубертатном периоде, когда рост организма является наиболее бурным.
Роль медицинской сестры в профилактике сколиоза
Медицинская сестра организует профилактические мероприятия по борьбе со сколиозом, в их числе:
- профилактические беседы с родителями и детьми;
- проведение упражнений лечебно-профилактической физкультуры с детьми;
- рекомендации для выполнения физических упражнений;
- рекомендации по массажу.
Для профилактики сколиоза важно своевременно выявлять потенциальные и настоящие проблемы пациентов, к которым относятся: сутулость и нарушение осанки; боль в поясничном отделе; изменение походки; появление асимметрии плеч, лопаток и таза; искривление позвоночника; деформация формы грудной клетки; повышение утомляемость; головная боль; нарушение работы органов и пищеварения.
Для определения тяжести искривления позвоночника и назначения адекватной терапии проводят следующие исследования: взвешивание, измерение роста стоя и сидя, спирометрию (измерение объема легких).
Медицинская сестра помогает родителям справиться с возникающими вопросами и проблемами. К таковым относятся: недостаточный уровень знаний о сколиозе и уходе за детьми с этим заболеванием; страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания; неадекватная оценка состояния ребенка; изменение стереотипа жизни в семье.
Медицинской сестре принадлежит главная роль в профилактике сколиоза у детей, так как она является непосредственным и ближайшим помощником врача, его опорой и поддержкой. Медсестра должна знать основы ортопедии, и правильно общаться с маленькими пациентами. Она должна находить индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту (в виде беседы или игры), так как неверные действия могут вызвать у ребенка чувство страха.
Медицинская сестра должна знать клиническую картину сколиоза, основные симптомы и жалобы при нарушении осанки, иметь понятие о проявлениях патологии в этой области. Она выслушивает пациента и его родителей, фиксирует наличие дискомфортных ощущений или болей в определенной части тела.
Медицинская сестра должна знать принципы ухода, лечения и профилактики сколиоза, ознакомить с ними родителей. Выявив проблемы с нарушением осанки у ребенка, медсестра предоставляет сестринский диагноз, анализирует и оценивает степень значимости каждой из проблем, устанавливает, какие из них являются приоритетными. В обязанности медсестры входит подготовка ребенка к разным видам обследования позвоночника (КТ, МРТ и др.) От правильности проведенной подготовки зависит качество полученных результатов. Медсестра должна стараться выявить у пациента наличие имеющихся социальных и духовно-психологических проблем.
Медсестра помогает ребенку выполнять разные упражнения для корректировки и улучшения осанки. Она дает рекомендации родителям, как наблюдать за ребенком, на что особенно необходимо обратить внимание. Медсестра должна вселить в пациента веру в благоприятный исход лечения и дальнейшее выздоровление.
От знаний медсестры и ее умения успокоить и отвлечь ребенка зависит его поведение во время выполнения физических упражнений. В общении с детьми недопустимы небрежность и грубость персонала. В основе деятельности медицинской сестры должно лежать поведение, максимально щадящее психику ребенка, ограждение ребенка от негативных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями.
При обследовании нужно избегать любого проявления силы в отношении ребенка, отрицательной лексики, например, «не двигайся», «не делай» и т.д. Лучше заранее ознакомить ребенка с процедурой, ответить на все его вопросы, постараться успокоить.