Виды систем здравоохранения, основные вопросы политики государства в области здравоохранения
Система здравоохранения - это комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных мероприятий, включающий нормативные правовые акты, источники финансирования здравоохранения, различные виды медицинской помощи, органы и организации, осуществляющие управление, и население (получателей медицинской помощи).
В каждом государстве системы здравоохранения имеют свои особенности организации, финансирования и контроля.
В настоящее время выделяют три основных принципиально отличающихся системы здравоохранения:
- Преимущественно государственная (бюджетная), наиболее ярко представлена в Великобритании.
- Преимущественно страховая система - представлена в основном в европейских государствах (Франция, Германия, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Бельгия), в некоторых странах Латинской Америки, а также в Японии.
- Преимущественно частная система. Типичным представителем такой системы являются США.
В настоящее время в чистом виде какая-либо система здравоохранения не представлена ни в одном государстве, все они являются смешанными, имеющими свои преимущества и недостатки.
Независимо от устройства системы оказания медицинской помощи населению перед всеми государствами в области политики здравоохранения стоят одни и те же главные задачи, касающиеся достижения определенных медико-демографических показателей.
Для достижения этой цели государство должно решать следующие задачи, касающиеся системы здравоохранения:
- политические – формировать законодательную базу здравоохранения и своевременно вносить в нее изменения, лоббировать интересы здравоохранения в органах управления и власти и др.;
- медицинские – решать проблемы, ведущие к высокой смертности, росту распространения инфекционных заболеваний, заболеваемости новорожденных, вопросы по улучшению здоровья школьников и многое другое;
- финансово-экономические – максимально эффективно задействовать и распределять все источники финансирования здравоохранения (бюджетные, в том числе средства ОМС, средства ДМС и иные источники);
- организационно-управленческие – решать вопросы по восстановлению разумной управленческой вертикали системы здравоохранения, разграничивать полномочия между центральными и региональными органами управления системой здравоохранения, постепенно смещать акценты в системе оказания медицинской помощи со стационарных учреждений на амбулаторно-поликлиническое звено и др.
Политика государства в области здравоохранения нацелена на развитие двух направлений системы здравоохранения и достижение оптимального баланса между ними.
Одно из таких направлений - профилактическое, основная задача которого заключается в предупреждении развития заболеваний и ослабления здоровья.
Профилактическое направление включает в себя несколько видов деятельности (санитарно-гигиеническую, диспансерную, медико-профилактическую) и проводится в амбулаторно-поликлинических учреждениях (поликлиниках, диспансерах, специализированных кабинетах при поликлиниках).
Задачей второго, лечебного, направления является оказание лечебной помощи населению с использованием всех доступных методов (медикаментозных, физических, оперативных и др.).
Лечебная помощь может оказываться как в амбулаторных учреждениях (амбулаториях, поликлиниках, здравпунктах, диспансерах, женских консультациях, станциях скорой помощи), так и в стационарных (больницах различных уровней, общего профиля и специализированных, госпиталях, клиниках).
Реформирование системы здравоохранения РФ
Реформа – это комплекс преобразований в какой-либо сфере человеческой жизни, вводимых законодательным путем.
Основная цель политики государства в области реформирования здравоохранения заключается в улучшении состояния здоровья населения за счет повышения доступности медицинских услуг и улучшения их качества путем создания организационных, экономических и правовых условий предоставления медицинских помощи, качество, объемы и виды которой будут соответствовать потребностям населения и уровню заболеваемости, современному этапу развития медицинской науки и ресурсам, которыми располагают граждане и государство.
Для достижения этой основной цели государство должно своевременно реагировать на изменения потребностей населения и тенденций в оказании медицинской помощи и вносить соответствующие им поправки в законодательство в области здравоохранения.
Основные направления и задачи реформирования отечественной системы здравоохранения:
- внедрять стратегическое планирование развития системы здравоохранения;
- обеспечивать сбалансированность объемов государственных гарантий по предоставлению населению бесплатной лекарственной и медицинской помощи и финансовых возможностей государства;
- развивать и регулярно обновлять нормативно - правовую базу, обеспечивающую координацию деятельности федеральных, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и отдельных учреждений медико-социального страхования в области охраны здоровья;
- проводить структурные преобразования в системе здравоохранения и внедрять новые медицинские технологии в целях оптимизации работы лечебно-профилактических учреждений;
- постепенно переходить к замещению финансирования медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, которую предусматривает базовая программа обязательного медицинского страхования, средствами страховых источников;
- обеспечивать хозяйственную самостоятельность медицинских учреждений и расширять спектр их организационно - правовых форм, развивать негосударственный сектор здравоохранения;
- развивать медицинскую науку и научно - медицинский потенциал;
- внедрять в практику новые формы и методы обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, эпидемиологической и гигиенической экспертизы, медико-санитарного образования и мониторинга здоровья людей;
- формировать институты защиты прав медицинских работников и пациентов;
- обеспечивать доступность медицинской помощи для отдаленных районов и сельского населения;
- совершенствовать хозяйственные механизмы функционирования системы здравоохранения.