Формы санитарно-просветительской работы
Гигиена полости рта – это комплекс процедур по удалению зубных отложений, проводимых с целью профилактики стоматологических заболеваний.
Различают такие понятия как предметы и средства гигиены полости рта.
К предметам гигиены полости рта относятся зубные щетки и интердентальные средства (зубочистки; ленты, флоссы (зубные нити), флоссеты; ирригаторы; межзубные стимуляторы; стоматологические специальные щетки; ершики).
К средствам гигиены полости рта относятся зубные пасты, зубные порошки, эликсиры и гели.
Доказано, что ведущую роль в развитии заболеваний пародонта и кариеса играет микрофлора полости рта. Большая часть микрофлоры полости рта представлена сапрофитными микроорганизмами, но некоторые привычки человека, в частности, неумеренное потребление углеводов, особенно легко усваиваемых, делают микрофлору кариесогенной.
Полностью исключить такие привычки практически невозможно, поэтому в целях охраны здоровья необходимо введение в культуру людей и закрепление таких форм поведения, которые компенсировали бы негативное влияние патогенных факторов. С этой целью в перечень профессиональных обязанностей медицинских работников, в том числе и стоматологической службы, включается санитарно-просветительская работа.
Стоматологическое просвещение может быть:
- Активным. Активное просвещение заключается в непосредственном общении медицинских работников и населения. Это может быть проведение бесед, чтение лекций и докладов, в том числе с параллельным показом презентаций с целью улучшения усвоения информации.
- Пассивным. Пассивные формы стоматологического просвещения сводятся к изданию статей, памяток, плакатов, бюллетеней, научно-популярной литературы, проведению выставок, показу видеофильмов.
Преимущества есть и у первого, и у второго варианта санитарно-просветительной работы. Так, при активных формах работы устанавливается непосредственная связь агитаторов и населения, между ними происходит взаимодействие, что сопровождается установлением доверительных отношений, а, следовательно, и обеспечением наибольшего эффекта воздействия на аудиторию.
При пассивных методах работы присутствие медицинского работника не требуется, однако воздействие на аудиторию происходит в течение более длительного времени и на более широкую ее массу. Однако в этом случае отсутствует обратная связь между агитируемыми и агитаторами.
Итоговым результатом стоматологического просвещения должно стать выполнение пациентами правил гигиены полости рта, а также обращение их к стоматологам именно за профилактическими услугами. При этом разъяснение важности соблюдения правил и принципов гигиены полости рта должно начинаться уже в детском возрасте.
Гигиена полости рта у детей дошкольного возраста
Как уже было сказано ранее, обязательным элементом практической деятельности стоматолога, в том числе и детского, является санитарно-просветительская работа. При этом эффективность ее в значительной мере определяется правильностью и адекватностью выбора методов работы с пациентом.
Выбор конкретных приемов работы зависит от целого ряда индивидуальных факторов, в первую очередь, возраста и особенностей личности пациента. Так, способности к обучению и восприятию информации у детей разных возрастных периодов отличаются, поэтому необходимо подбирать наиболее адекватные методы гигиенического воспитания с учетом этих моментов.
Основные вопросы, затрагиваемые в ходе гигиенического воспитания и ведения санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний:
- взаимосвязь заболеваний органов ротовой полости и общего состояния здоровья;
- влияние особенностей питания на состояние здоровья органов полости рта;
- разъяснение принципов рационального питания и правил приема пищи, направленных на сохранение здоровья зубов и органов ротовой полости;
- влияние оздоровительных мероприятий на развитие и состояние тканей и органов полости рта;
- принципы гигиенического ухода за полостью рта;
- разъяснение влияния других факторов на состояние органов ротовой полости и предупреждение их негативного воздействия, в том числе выявление и устранение вредных привычек.
Особенности ведения стоматологической санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания среди детей в зависимости от их возраста:
- При работе с детьми в возрасте 2-3 лет работа должна быть построена в основном на игровых элементах. Положительно отразится на эмоциональной сфере и заинтересованности детей оформление учебной комнаты с помощью рисунков, плакатов, игрушек, зубных щеток и т.д. в соответствии с игровой ситуацией. Во избежание переутомления детей просветительная беседа должна быть короткой, лучше разбить ее на несколько занятий. Рекомендуется не допускать поучительных интонаций, а уместно будет, наоборот, использование поощрительных замечаний в адрес детей, успешно овладевших теми или иными навыками или усвоивших необходимую информацию. При этом детей, у которых с овладением навыками возникли трудности, необходимо подбадривать, чтобы они не потеряли мотивацию, и чтобы у них не сформировалось негативных ассоциаций с выполнением гигиенических процедур. Для выработки стойкой привычки потребуется несколько повторений обучающих игр и/или бесед.
- С детьми дошкольного возраста (3-6 лет) просветительская работа должна строиться уже иначе, так как дети такого возрастного периода чаще всего уже посещали стоматолога. Они уже владеют основной частью информации, касающейся ухода за полостью рта, но главное их отличие от детей предыдущего возрастного периода заключается в более высокой степени сознательности и зрелости. В связи с этим уроки и беседы, касающиеся стоматологических вопросов, в этой возрастной группе рекомендуется проводить с упором на общую информацию об органах полости рта и соответствующем уходе за ними. Разумеется, эта информация должна преподноситься в доступной для детей этого возраста форме.
- Санитарно-просветительная работа среди учащихся младших классов основывается на объяснении строения, функций и значения органов полости рта для человека. Доступным языком разъясняются причины возникновения заболеваний зубов, слизистой оболочки ротовой полости и десен, влияние особенностей питания и соблюдения гигиены полости рта на состояние органов челюстно-лицевой области. Методам гигиены полости рта детей дошкольного возраста целесообразно обучать в стенах специальных комнат или классов гигиены, оснащенных соответствующими наглядными пособиями и инвентарем, необходимым для отработки гигиенических навыков.
- Учащимся средних и тем более старших классов предоставляется более подробная информация об анатомии и физиологии органов полости рта, основных причинах стоматологических заболеваний и способах их профилактики.
Важно отметить, что проводить санитарно-просветительскую работу среди детей первых двух возрастных периодов необходимо совместно с их родителями.