Цель и задачи ортодонтии
Ортодонтия — это раздел стоматологии, изучающий причины появления и особенности патогенеза зубочелюстных аномалий, разрабатывающий методы и способы их диагностики, меры профилактики и лечения патологий и аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса.
Ортодонтия обеспечивает исправление формы лицевого отдела черепа, правильный рост челюстей, восстанавливает эстетическую гармонию лица, нормализует функции зубочелюстного аппарата. Целью ортодонтического лечения является достижение морфологического оптимума.
Задачи ортодонтии:
- Лечение постоянных деформаций и аномалий зубочелюстного аппарата.
- Восстановление морфологического, эстетического и функционального оптимума.
- Для решения задач оказания ортодонтической помощи организованным детским коллективам необходимо при проведении плановой санации полости рта выявлять детей, которые нуждаются в ортодонтическом лечении, проводить профилактические мероприятия по предотвращению появлений зубочелюстных аномалий с учетом возраста ребенка и имеющихся причинных факторов.
Меры профилактики патологий и аномалий зубочелюстной системы:
- применение лечебной гимнастики с целью нормализовать функции челюстно-лицевой системы;
- проведение сошлифовывания бугров и режущих краев отдельных зубов (их групп) с целью профилактики развития в раннем возрасте вертикальных, сагиттальных и трансверзальных аномалий прикуса;
- выполнение массажа верхней и нижней губы, уздечки языка для увеличения их эластичности, массажа альвеолярных отростков, отдельных зубов для их правильного расположения в зубной дуге.
Ортодонтическое лечение
Специализированное лечение детей и подростков в условиях укрупненных ортодонтических кабинетов или отделений включает лечение аномалий зубных рядов, прикуса, отдельных зубов в периоды временного, смешанного и сформированного постоянного прикусов.
Ортодонтическое лечение взрослых проводится как подготовительный этап перед ортопедическим лечением.
Реабилитация у пациентов с врожденными челюстно-лицевыми пороками развития проходит в системе их комплексного лечения. Важно своевременное выявление таких больных, взятие их на диспансерных учет, рано начатое лечение. Ортодонтическое лечение является альтернативным способом восстановления нарушенных функций, в первую очередь речи, создает условия для нормальной тренировки речевых органов, что благоприятствует получению функциональных результатов после хирургического вмешательства. Ортодонтическое лечение является профилактической мерой психических нарушений, предупреждает развитие навыков патологической артикуляции и атрофических процессов в небно-глоточном аппарате.
Ортодонтическое лечение может проводиться в стационаре как заключительный этап после коррекции аномалий прикуса оперативным путем. Как правило, оно проводится после 14-16 лет и включает:
- предварительную ортодонтическую помощь по нормализации формы зубных дуг и положения отдельных зубов;
- функциональную перестройку жевательной и мимической мускулатуры с применением ортодонтических устройств;
- ретенцию результата оперативного вмешательства.
Ортопедическое лечение может проводится в разные периоды формирования прикуса. Большую роль в процессе формирования прикуса, в развитии функций зубочелюстной системы играет своевременное замещение дефектов коронок временных зубов путем протезирования. Это способствует предотвращению развития вторичных деформаций и нарушения положения отдельных зубов.
Понятие о норме в ортодонтии
При разработке ортодонтической диагностики необходимо знать, что считать нормой, а что — патологией строения, развития и функционирования зубочелюстного аппарата. Норма в ортодонтии является обобщенным понятием. Ее характеризуют внеротовые и внутриротовые признаки (морфологические, равновесие зубочелюстного аппарата, функциональные, эстетическая гармония лица в целом).
Концепция о симметричном соотношении отдельных частей лица отражена в гипотезе о пропорциональном строение отдельных частей зубочелюстного аппарата. Лицевой отдел черепа рассматривается как конструктивное единство, при этом учитываются индивидуальные, семейные и расовые особенности.
К внеротовым признакам относятся:
- лицевые признаки — характеристика кожи (цвет, отсутствие рубцов, отеков, патологических поражений, новообразований и др.), пропорциональность лица, которую определяют условно разделяя лицо на 3 равные части (от волосяного покрова головы до надбровных дуг, от дуг до основания носа, от носа — до подбородка), симметричность лица;
- челюстные признаки — гармоничное и правильное развитие ветви и тела нижней и верхней челюстей, величина угла нижней челюсти у новорожденных до 164°, до 117-124° — у взрослых, гармоничный и полноценный профиль лица.
Основным внутриротовым признаком является прикус. В норме ортогнастический прикус обеспечивает оптимальное функционирование зубочелюстного аппарата.
Диагностическое обследование в ортодонтии
При постановке ортодонтического диагноза ведущим является клиническое обследование. Последовательность клинического исследования подчиняется логике диагностического мышления.
Виды клинического обследования:
- Статическое обследование. В паспортной части истории болезни отражаются фамилия, имя, отчество пациента, возраст, пол, регистрируются место проживания, средства связи. Анамнез жизни и жалобы собирают со слов больного. Уточняют наличие хронических, наследственных, профессиональных заболеваний, семейных особенностей строения зубочелюстной системы, социально-бытовые условия. Выясняют наличие вредных привычек, не имеющих физиологически приспособительного значения (сосание губ, щек, пальца, языка, различных предметов, их прикусывание и др.), играющих компенсаторно-приспособительную роль. Выясняется была ли в прошлом оказана ортодонтическая помощь и какой был результат. Проводится общий осмотр, обследуется полость рта, зубы, зубные ряды и челюсти, изучается строение лица. Оценивается психическое и соматическое здоровье.
- Динамическое обследование. Включает последовательное использование тестов, клинических функциональных проб (пробы по Ильиной - Маркосян, по Эшлеру - Битнеру).