Структурные подразделения аптечного учреждения и организация их деятельности
Оснащение аптеки и состав ее помещений (подразделений) зависит от планируемого объема и характера работы и организуется в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, а также Строительными Нормами и Правилами (СНиП).
Аптека может быть организована в отдельно стоящем здании или быть структурным подразделением здания, соответствующего вышеуказанным требованиям. В последнем случае обязательным условием является наличие отдельного входа в аптеку.
Минимальный состав помещений аптечного учреждения включает:
- торговый зал;
- помещение для хранения запасов товара;
- комната персонала;
- кабинет заведующего (директора);
- гардеробная;
- туалетная комната.
Если непосредственно в аптеке будут изготавливаться лекарственные средства, то обязательно должны быть организованы еще и дополнительные помещения, предназначенные для получения дистиллированной воды, для изготовления лекарств, а также автоклавная, моечная комната и другие помещения, соответствующие технологии аптеки.
Требования к организации работы структурных подразделений аптеки:
- Торговый зал. Данное помещение оборудуется одним или несколькими рабочими местами (в зависимости от объема предполагаемой работы): для приема рецептов, отпуска безрецептурных лекарств, отпуска по рецептам готовых и изготовленных лекарств, отпуска парафармацевтической продукции и изделий медицинского назначения. Лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, располагаются за витринами, которые обеспечивают их сохранность, а также возможность обзора. При этом открытая выкладка препаратов возможна только для лекарств безрецептурного отпуска. В торговом зале должен быть расположен информационный стенд, где будет располагаться основная информация о работе аптеки: копия лицензии; сроки действия рецептов; профиль и специализация ближайших аптек с указанием их телефона; ФИО руководителя аптечной организации; выписки из приказов, которые регламентируют сроки хранения лекарственных форм, изготовленных в условиях аптеки; информация об обслуживании инвалидов (ВОВ) и участников, к ним приравненных, вне очереди; текст Закона РФ «О защите прав потребителей»; книга отзывов и предложений; перечень препаратов, которые могут быть отпущены без рецепта врача и пр.). ФИО работников торгового зала размещаются на нагрудных знаках или на их рабочих местах.
- Помещения, предназначенные для хранения товарных запасов. Помещения этой группы оснащаются шкафами, стеллажами, холодильниками и другим оборудованием, необходимым для соблюдения условий хранения лекарственных препаратов и иных товарно-материальных ценностей аптечного учреждения.
- Помещения, предназначенные для изготовления лекарственных средств. Такие помещения должны быть оснащены специальным оборудованием, аптечной мебелью и приборами. Количество специализированных рабочих мест, полностью оснащенных для изготовления лекарственных средств, определяется предполагаемым объемом работы. Кроме того, обязательно должно быть организовано рабочее место для специалиста, контролирующего качество изготовленных лекарств.
- Помещение для получения очищенной (дистиллированной) воды. В этом помещении располагаются аппараты, позволяющие получить дистиллированную воду, и емкости, предназначенные для ее хранения, в соответствии с действующими требованиями, регламентирующими организацию санитарного режима аптек.
- Моечная комната. Здесь располагается оборудование, предназначенное для обеспечения выполнения требований санитарного режима аптеки.
- Комната персонала. Данное помещение оборудуется мебелью для отдыха и приема пищи сотрудников.
- Гардеробная комната. Площадь этого помещения должна быть рассчитана таким образом, чтобы обеспечивать хранение рабочей и уличной одежды в соответствии с требованиями санитарного режима аптеки. Уличная обувь и верхняя одежда должны храниться отдельно от рабочей обуви и санитарной одежды.
Для производственной аптеки обязательным требованием является наличие следующих документов:
- Государственная фармакопея.
- Нормативно-техническая документация.
- Справочная литература по вопросам технологии изготовления, нормам отпуска, условиям хранения и контроля качества лекарственных средств.
Руководство аптечной организацией в условиях отсутствия специалиста с высшим фармацевтическим образованием
Руководить аптечной организацией может только лицо, имеющее высшее профессиональное образование.
Так, в соответствии с приказом № 80 от 04.03.2003 Минздрава РФ о правилах реализации (отпуска) лекарственных средств в аптечных организациях, руководство аптечной организацией может осуществлять провизор с действующим сертификатом специалиста и стажем работы по соответствующей специальности от трех лет.
А в соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») приказа № 541н от 23.07.2010 Минздравсоцразвития РФ, утверждающим единый квалификационный справочник должностей руководителей, служащих и специалистов, руководить фармацевтической организацией имеет право лицо с высшим профессиональным образованием по специальности «Фармация» с действующим сертификатом специалиста по специальности «Управление и экономика фармации» и стажем работы не менее пяти лет на руководящих должностях.
В то же время, непосредственное руководство (заведование) аптечным пунктом может осуществлять и специалист, не имеющий высшего фармацевтического образования, например, лицо, имеющее документ о среднем специальном фармацевтическом образовании.
Но важно понимать, что заведующий аптечным пунктом не приравнивается к руководителю аптечной организации.