Взаимоотношения врача и пациента очень важны. Они основаны на двух составляющих. Во-первых, это профессиональные отношения, во-вторых они несут в себе и элемент межличностных отношений. Если отношения врача и пациента складываются хорошо, то это во многом способствует благоприятному прогнозу лечения. И наоборот если врач и пациент не могут найти общего языка, то процесс выздоровления будет затруднен. Следует отметить так же и тот факт, что не все однозначно относятся к врачам, у некоторых медики вызывают недоверие, но несмотря на это рано или поздно каждый человек прибегает к их помощи.
Модели общения врача и пациента
Существует четыре модели общения врача и пациента:
- информационная
- интерпретационная
- совещательная
- патерналистическая
Информационная модель общения врача и пациента заключается в беспристрастном информировании больного о его состоянии.
Интерпретационная модель — это модель в которой врач убеждает больного. Эта модель в наибольшей степени подходит для пациентов малообразованных и плохо разбирающихся в медицине.
Совещательная модель общения основная на доверии и согласии. Такая модель подходит в тех случаях, когда пациент образован и вникает в суть проблем со здоровьем.
Основу патерналистической модели составляет врач-опекун. Раньше эта модель была популярна, сейчас она не используется, так как нарушает права пациента. Сегодня она может применятся только в случае угрозы жизни пациента, когда речь идет об экстренной операции или реанимационных мероприятиях.
Основы положительного общения
Положительное общение между врачом и пациентом складывается из нескольких важных составляющих:
- коммуникативной компетентности
- эмпатии
- акцептации
Врачу никак нельзя обойтись без коммуникативной компетенции – способности устанавливать и поддерживать контакт с пациентами. Если врач не обладает коммуникативной компетенцией это крайне негативно сказывается на процессе постановке диагноза и дальнейшем лечении.
Больной ждет от врача сочувствия и заботы, иными словами эмпатии. Если врач обладает высоким уровнем эмпатии, то ему лучше удается понять состояние пациента. Но не стоит забывать, то чрезмерное разделение чувств пациента негативным образом может сказываться на психоэмоциональном состоянии самого врача. Очень важно учитывать оба фактора: наряду с эмпатией врач должен быть и эмоционально устойчив, чрезмерная эмоциональность может мешать выполнению врачебного долга.
Такое понятие как акцептация подразумевает безусловное принятие больного. Врач должен вне зависимости от социального статуса или каких бы то ни было других показателей принимать любого больного.
Фазы общения врача и пациента
Общение врача и пациента можно поделить на фазы, всего насчитывается четыре основные фазы:
- фаза контакта
- фаза ориентации
- фаза аргументации
- фаза корректировка
Фаза контакта, как ясно из ее названия, подразумевает установку контакта между врачом и больным. Эта фаза занимает немного времени, но несмотря на это она очень важна. Успех этой фазы очень сильно влияет на дальнейшее лечение и прогноз. Врач начинает диагностику пациента с того момента, когда тот только вошёл в кабинет. Врач обращает внимание на то как одет пациент, на то как он говорит, на его движения и поведение. В свою очередь и пациент во время фазы контакта оценивает врача. Во время этой фазы врачу очень важно создать благоприятную атмосферу, врач должен вызвать доверие у пациента, продемонстрировать участливость и желание помочь. Большую роль на этом этапе имеет именно невербальные формы общения: выражение лица, открытая поза, доброжелательная интонация.
Следующая фаза – это фаза ориентации. Во время нее на врача возложена трудная миссия, он должен понять в каком состоянии находится пациент и в какой помощи он нуждается. Пациенты могут посещать врача абсолютно в различных состояния, это может быть и чувство надежды, и чувство страха или безысходности. В этой фазе врачу очень важно снять эмоциональное напряжение с пациента, расположить к себе, необходимо вызвать доверие у больного, все это поможет глубже изучить ту ситуацию с которой обратился больной. Во время этой фазы больной обычно рассказывает о том, что его беспокоит и в этот момент врач уже начинает оценивать его состояние: речь, мышление. После этого у врача появляются первые предположения по поводу диагноза и дальнейших медицинских назначений.
Фаза аргументации предполагает активное общение между врачом и пациентом. В этой фазе врач задает дополнительные вопросы пациенту, которые помогут опровергнуть или подтвердить предварительный диагноз, который был сформирован в фазе ориентации.
Часто бывает, что пациент приходит в агрессивном или подавленном состоянии. Для врача очень важно особенно на этой фазе проявить максимальное терпение и чуткость. Врач должен вывести пациента из этого состояния, иначе ему не удастся собрать всю необходимую информацию для постановки правильного диагноза и это крайне затруднит дальнейшее лечение.
В первую встречу врача и пациента, врач назначает больному ряд уточняющих мероприятий: анализы, УЗИ, рентген или томографию, консультации других специалистов. Если же встреча повторная, то врач изучает результаты всех обследований, которые успел пройти пациент. На основе их он ставит окончательный диагноз.
Во время общения с пациентом врач должен избегать использования сложной, непонятной больному терминологии. Это может вызвать недопонимание и недоверие у пациента. О своем состоянии пациент должен быть максимально проинформирован, но таким образом, чтобы он мог это понять.
Фаза корректировки, еще иначе эту фазу называют фаза обратной связи, является заключительной. В этой фазе врач ставит окончательный или предполагаемый диагноз, выписывает необходимые лекарственные препараты, назначает процедуры. Врач задает вопросы все ли пациенту понятно относительно диагноза, режима дозирования лекарственных препаратов, остались ли какие-то дополнительные вопросы. Задача врача в этой фазе, во-первых, убедится, все ли понятно пациенту относительно диагноза и лечения и согласен ли он с ними, готов ли исправно выполнять все назначения.