Значение психологических знаний в работе медицинской сестры с больными
На выздоровление больного человека помимо своевременного назначения рационального лечения значительное влияние оказывает отношение персонала к пациенту, наличие доверительных отношений между ними и создание чувства уверенности в своем выздоровлении
Чаще всего больные, находящиеся на стационарном лечении или приходящие на процедуры в амбулаторные лечебные учреждения, из медицинского персонала контактируют с медицинскими сестрами. Поэтому для качественного выполнения своей работы медицинские сестры должны обладать знаниями и умениями в области психологии.
Наличие психологических знаний и умения применять их на практике у медицинского персонала не только обеспечивает успех лечения, поднимает настроение и улучшает душевное состояние пациента, но и помогает избежать конфликтов в лечебных учреждениях, основная часть которых возникает из-за незнания медицинской психологии, неумения понять чувства пациента и его родственников.
Основные моменты, на которые должна обращать внимание и выявлять медицинская сестра, для обеспечения комфортного общения с пациентом:
- психологические особенности пациентов;
- отношение пациентов к своему заболеванию, а также к методам диагностики и лечения;
- особенности поведения и черты характера больных;
- степень эмоциональности пациентов;
- особенности поведения и характера родственников больных.
Психологические аспекты работы медицинской сестры с пациентами
Основные моменты правильного психологического взаимодействия медицинской сестры с пациентами:
- Помимо физического здоровья больного целью работы медицинской сестры также является его психическая уравновешенность, которая оказывает немалое влияние на сроки выздоровления пациента.
- Медицинская сестра должна обладать умением понять больного, его мысли и чувства. Особенности личности больного можно узнать по содержанию его речи, мимике, жестикуляции, позе, стилю разговора. Важно понять впечатления больного, связанные с его заболеванием, и оценить его поведение в этой связи.
- Общение со стороны медицинской сестры должно быть понимающим, то есть ориентированным на установление контакта с больным и его дальнейшее развитие, на выявление точки зрения пациента и установление доверительных положительных взаимоотношений.
- В общении с больным медицинская сестра должна ориентироваться не на свою внутреннюю «систему отчета», а на таковую собеседника, на его оценочные критерии, мотивы поведения, ценности, проблемы, картину и образы мира. Таким образом можно получить необходимую информацию о том, как сам больной представляет себе свою ситуацию, какие переживания в связи с этим он испытывает, как оценивает свое будущее.
- Установление понимающего общения возможно только при условии проявления медсестрой уважения к личности пациента, ее способности не реагировать оценочно на его эмоциональные состояния и высказывания. То есть медсестра должна увидеть пациента таким, какой он есть, и общаться с ним реальным, не пытаться воздействовать на его ценности и ориентиры.
- Важным моментом в психологической работе с пациентами является хорошая физическая и психологическая форма самого медицинского работника, его постоянный рост как личности. В противном случае есть риск перенесения своих психологических проблем на общение с больным.
- В работе с пациентами также важно уметь слушать собеседника. Если человека внимательно слушают, у него создается ощущение собственной значимости и ценности, это способствует снижению у него чувства напряжения, вызывает положительные эмоции. Медицинская сестра должна слушать пациента внимательно, показывать заинтересованность, поощрять к разговору, смотреть собеседнику в глаза, поза должна быть открытой.
- При слушании пациента необходимо избегать отключения внимания, предвзятого слушанья, отвлекаться на телефонные звонки и другую работу, торопить пациента.
- Важно правильно организовать пространство общения, чтобы обоим собеседникам было комфортно. Общение медицинской сестры и пациента должно осуществляться в пределах личной зоны (0,5-1,2 м), глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
- Медицинская сестра при общении с больным должна находиться в состоянии эмпатии, то есть на время общения войти в его мир, посмотреть на вещи и обстоятельства его глазами. При этом важно сохранять способность вернуться в реальный свой мир в любой момент.
- Общение с больными должно быть уважительным, «на равных», вежливым и терпеливым, следует стараться запомнить имена своих пациентов и обращаться к ним по имени-отчеству, делать уместные комплименты. Если пациент не расположен к разговору или не хочет обсуждать какую-либо конкретную тему, не нужно пытаться его разговорить, следует аккуратно перевести диалог на другую тему. Ни в коем случае нельзя показывать пренебрежения или раздражения в отношении больных.
- При общении с родственниками пациентов их также необходимо внимательно выслушивать, понять их опасения и страхи и попытаться развеять их и смягчить напряженность.
- При выполнении каких-либо процедур или манипуляций с целью установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна предварительно доступным языком объяснить ему цель проведения данной процедуры или приема лекарственного препарата и предупредить о возможных побочных эффектах.
Таким образом, работа медицинской сестры с больными предполагает не только выполнение назначенных манипуляций и процедур, но и грамотное психологическое взаимодействие с ними.
Человек, желающий выздороветь, ищет поддержки, помощи и заботы со стороны окружающих, в условиях стационара периодических посещений родственников для выполнения данной потребности больного может быть недостаточно, а медицинская сестра контактирует с пациентами ежедневно. Поэтому если пациент не получает необходимых ему эмоций со стороны медицинской сестры, он может стать замкнутым, обидчивым, испытывать чувство неудовлетворенности, что отрицательно сказывается на процессе выздоровления.