Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Необходимость медицинской сестре психологических знаний и умений

Значение психологических знаний в работе медицинской сестры с больными

На выздоровление больного человека помимо своевременного назначения рационального лечения значительное влияние оказывает отношение персонала к пациенту, наличие доверительных отношений между ними и создание чувства уверенности в своем выздоровлении

Чаще всего больные, находящиеся на стационарном лечении или приходящие на процедуры в амбулаторные лечебные учреждения, из медицинского персонала контактируют с медицинскими сестрами. Поэтому для качественного выполнения своей работы медицинские сестры должны обладать знаниями и умениями в области психологии.

Наличие психологических знаний и умения применять их на практике у медицинского персонала не только обеспечивает успех лечения, поднимает настроение и улучшает душевное состояние пациента, но и помогает избежать конфликтов в лечебных учреждениях, основная часть которых возникает из-за незнания медицинской психологии, неумения понять чувства пациента и его родственников.

Основные моменты, на которые должна обращать внимание и выявлять медицинская сестра, для обеспечения комфортного общения с пациентом:

  • психологические особенности пациентов;
  • отношение пациентов к своему заболеванию, а также к методам диагностики и лечения;
  • особенности поведения и черты характера больных;
  • степень эмоциональности пациентов;
  • особенности поведения и характера родственников больных.

Психологические аспекты работы медицинской сестры с пациентами

Основные моменты правильного психологического взаимодействия медицинской сестры с пациентами:

  1. Помимо физического здоровья больного целью работы медицинской сестры также является его психическая уравновешенность, которая оказывает немалое влияние на сроки выздоровления пациента.
  2. Медицинская сестра должна обладать умением понять больного, его мысли и чувства. Особенности личности больного можно узнать по содержанию его речи, мимике, жестикуляции, позе, стилю разговора. Важно понять впечатления больного, связанные с его заболеванием, и оценить его поведение в этой связи.
  3. Общение со стороны медицинской сестры должно быть понимающим, то есть ориентированным на установление контакта с больным и его дальнейшее развитие, на выявление точки зрения пациента и установление доверительных положительных взаимоотношений.
  4. В общении с больным медицинская сестра должна ориентироваться не на свою внутреннюю «систему отчета», а на таковую собеседника, на его оценочные критерии, мотивы поведения, ценности, проблемы, картину и образы мира. Таким образом можно получить необходимую информацию о том, как сам больной представляет себе свою ситуацию, какие переживания в связи с этим он испытывает, как оценивает свое будущее.
  5. Установление понимающего общения возможно только при условии проявления медсестрой уважения к личности пациента, ее способности не реагировать оценочно на его эмоциональные состояния и высказывания. То есть медсестра должна увидеть пациента таким, какой он есть, и общаться с ним реальным, не пытаться воздействовать на его ценности и ориентиры.
  6. Важным моментом в психологической работе с пациентами является хорошая физическая и психологическая форма самого медицинского работника, его постоянный рост как личности. В противном случае есть риск перенесения своих психологических проблем на общение с больным.
  7. В работе с пациентами также важно уметь слушать собеседника. Если человека внимательно слушают, у него создается ощущение собственной значимости и ценности, это способствует снижению у него чувства напряжения, вызывает положительные эмоции. Медицинская сестра должна слушать пациента внимательно, показывать заинтересованность, поощрять к разговору, смотреть собеседнику в глаза, поза должна быть открытой.
  8. При слушании пациента необходимо избегать отключения внимания, предвзятого слушанья, отвлекаться на телефонные звонки и другую работу, торопить пациента.
  9. Важно правильно организовать пространство общения, чтобы обоим собеседникам было комфортно. Общение медицинской сестры и пациента должно осуществляться в пределах личной зоны (0,5-1,2 м), глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
  10. Медицинская сестра при общении с больным должна находиться в состоянии эмпатии, то есть на время общения войти в его мир, посмотреть на вещи и обстоятельства его глазами. При этом важно сохранять способность вернуться в реальный свой мир в любой момент.
  11. Общение с больными должно быть уважительным, «на равных», вежливым и терпеливым, следует стараться запомнить имена своих пациентов и обращаться к ним по имени-отчеству, делать уместные комплименты. Если пациент не расположен к разговору или не хочет обсуждать какую-либо конкретную тему, не нужно пытаться его разговорить, следует аккуратно перевести диалог на другую тему. Ни в коем случае нельзя показывать пренебрежения или раздражения в отношении больных.
  12. При общении с родственниками пациентов их также необходимо внимательно выслушивать, понять их опасения и страхи и попытаться развеять их и смягчить напряженность.
  13. При выполнении каких-либо процедур или манипуляций с целью установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна предварительно доступным языком объяснить ему цель проведения данной процедуры или приема лекарственного препарата и предупредить о возможных побочных эффектах.
Замечание 1

Таким образом, работа медицинской сестры с больными предполагает не только выполнение назначенных манипуляций и процедур, но и грамотное психологическое взаимодействие с ними.

Человек, желающий выздороветь, ищет поддержки, помощи и заботы со стороны окружающих, в условиях стационара периодических посещений родственников для выполнения данной потребности больного может быть недостаточно, а медицинская сестра контактирует с пациентами ежедневно. Поэтому если пациент не получает необходимых ему эмоций со стороны медицинской сестры, он может стать замкнутым, обидчивым, испытывать чувство неудовлетворенности, что отрицательно сказывается на процессе выздоровления.

Дата написания статьи: 23.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot