Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития педиатрии

Педиатрия — наука о ребенке

Замечание 1

Педиатрия — это наука, изучающая причины возникновения, механизм развития патологических состояний и заболеваний у детей, а также методы их диагностики, профилактики и лечения.

Педиатрия, как самостоятельная дисциплина, выделилась из других медицинских наук в 1860-1970 гг. Но ее истоки можно проследить намного раньше, когда в рамках народной медицины складывалась совокупность разных способов ухода за ребенком, приемов лечения, особенностей вскармливания, элементов профилактики детских болезней.

Центральный объект педиатрии — ребенок. Положение ребенка-пациента, отношение к нему семьи и общества на протяжении всей истории было неоднозначным, что обусловлено восприятием детства как социокультурного феномена. Это восприятие определялось условиями существования конкретного народа, уровнем его социально-экономического развития, политическим устройством общества, формами и типами институализации семейных отношений и семьи, культурными и социально-историческими особенностями, местом ребенка в иерархии родительских ценностей, существующей юридической системой, определяющей права ребенка и родителей и др.

Степень влияния этих факторов на разных этапах истории, развитие естествознания, психологии, медицины, социологии, педагогики, гуманистических идей определяли мотивацию к поиску методов и форм, которые позволили бы сохранить институт детства, создать условия для изучения организма ребенка в норме и при патологических процессах, искать способы оказания детям медицинской помощи.

Критерии, определяющие состояние педиатрии в разные исторические периоды:

  • правовой статус ребенка;
  • уровень знаний о здоровом и больном ребенке;
  • отношение государства и общества к проблеме охраны здоровья ребенка;
  • создание детских медицинских учреждений;
  • состояние подготовки педиатров;
  • появление научных объединений педиатров.

История развития отечественной педиатрии

В истории развития отечественной педиатрии выделяют несколько периодов:

  1. Истоки педиатрии в народной медицине (до втор. половины XVIII века). Воспитание главным образом основывалось на ритуальной практике «очеловечивания» и социализации ребенка (обряды, связанные с рождением ребенка, его первыми годами жизни, формирование половой идентичности, символизирующей вхождение ребенка в семейную и общинную трудовую деятельность и др.). После завершения всех обрядов ребенок воспринимался в качестве взрослого.
  2. Истоки педиатрии в научной медицине (втор. половина XVIII – начало XIX вв.). Накопление и осмысление эмпирических данных по предупреждению развития и лечению детских заболеваний. В России появляются переводы трудов зарубежных авторов, посвященные вопросам педиатрии. Появляются первые врачи, которые в своей работе много внимания уделяли педиатрии (А .И. Данилевский, С. Г. Зыбелин, И. П. Каменский, Н. М. Максимович-Амбодик).
  3. Становление отечественной педиатрии как науки (1830-1860 гг.). В 1832 году был принят Свод законов Российской империи, который объединил ранее существовавшее законодательство России, и где усиливалось наказание родителей за посягательство на жизнь детей. Началось научно обоснованное изучение особенностей ребенка, начали появляться клинические наблюдения с учетом патологоанатомических изменений, более тщательно рассматривались причины развития заболеваний, высокой смертности детей.
  4. Выделение педиатрии в самостоятельную отрасль медицины (1870-е – начало XX века). Стремительный рост издаваемых трудов по педиатрии, многие российские авторы переводятся в других странах (Н. Ф. Филатов, Н. П. Гундобин и др.). Происходит институализация педиатрии: организация в высших медицинских учебных заведениях клиник и кафедр детских болезней (Военно-медицинская академия, Московский университет, Киевский университет, Харьковский университет, Женский медицинский институт и др.), создание научных обществ педиатров, издание специальных журналов по педиатрии («Детская медицина», «Педиатрия» и др.).
  5. Период дальнейшего развития, интеграции и дифференциация педиатрии (с начала XX века по нынешнее время). В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой закреплялись права ребенка — политические, гражданские, социальные, экономические и культурные. Педиатрия перешла на качественно новый уровень развития, были усовершенствованы методики для более тонкого и глубокого исследования проблем, связанных со здоровьем ребенка. Проводятся исследования для понимания биологической сущности возрастного развития, физиолого-биохимические, морфофизиологические и цитогенетические признаки.
«История развития педиатрии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Домострой» и «Стоглав», принятые в XVI веке, закрепили принципы отношений внутри семьи: беспрекословное подчинение детей родителям, бесправие, телесные наказания. В нач. XVIII века государство предприняло попытки заложить основы помощи и поддержки института детства. Медико-биологические понятия включали комплекс представлений о ритуально-магических и рациональных приемах по воспитанию, лечению и уходу за детьми, выраженных в практике народных повивальных бабок и отраженных в рукописных лечебниках и педагогических сочинениях. Врачи не лечили детей грудного возраста. Отношение к больному ребенку зависело от числа детей в семье, материального положения, пола ребенка и др.

В медицинских руководствах втор. половина XVIII – начало XIX вв. описано до 50 различных патологических состояний у детей, многие из которых являлись не отдельными заболеваниями, а симптомами (резь в животе, кашель, тошнота, рвота, диарея и др.). Элементы медицинской стационарной помощи детям стали появляться в воспитательных домах (в 1763 году в Москве, в 1771 году – в Санкт-Петербурге). При императрице Марии Федоровне происходит становление благотворительности как системы, включающей социальное обеспечение, народное просвещение и здравоохранение. В России было создано более 30 благотворительных учреждений, большая часть из которых была для детей.

Основоположником отечественной педиатрии является С. Ф. Хотовицкий, сформулировавший понятие педиатрии (педиятрики). Он дал обобщенный образ детского врача, перечислил необходимые знания педиатра и отметил его этические качества. Посредством физических и химических методов в микроскопии началось изучение состава грудного молока. В курсе акушерства начали преподавать детские болезни, были организованы первые детские больницы (Николаевская больница (1834 г.) и Елизаветинская больница (1844 г.) в Санкт-Петербурге, детская больница в Москве (1842 г.)). Официальной специальности детского врача еще не было. В 1838 г. по инициативе Николая I началось формирование сети бесплатных детских приютов. Вопросы детского здравоохранения находились под ведомством Вольно-экономического общества.

К началу XX века был создан научный фундамент педиатрии, основанный на достижениях естественных наук, клинической и теоретической медицины, общей и экспериментальной патологии. Расширился список инфекционных заболеваний. Начала развиваться иммунология детского возраста, появилось учение об аномалиях конституции у детей, диатезах.

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам перинатального периода, выделены новые болезни, выясняется их этиология, изучается патогенез, в нозологии и диагностике появляется появляются генетическое и иммунологические направления, разрабатываются методы обеспечения и защиты развития и здоровья ребенка, проводится анализ проблем гигиены, питания ребенка, методов умственного и физического образования и воспитания.

Дата написания статьи: 11.05.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot