Информационные системы в здравоохранении – это средство повышения эффективности работы медицинского персонала, которое обеспечивает обработку информационных потоков и переработку большого объема данных.
Значимость использования информационных систем в здравоохранении
Сегодня в Российской Федерации имеется опыт применения различных систем. Существуют медицинские информационные системы, которые повышают качество медицинских систем, облегчают работу учреждения и увеличивают экономическую эффективность и качество здравоохранения.
Кроме того, информационные системы дают возможность сократить затраты труда медиков и уменьшить количество ошибок. Также информационные системы позволят обеспечить полную преемственность в оказании медицинских услуг, например, при переводе молодого человека из детской поликлиники в медицинское учреждение для взрослых.
Медицинские информационные системы позволяют лечащему врачу получить данные о здоровье пациента в течение всего периода лечения. При этом больной получает качественную медицинскую услугу, которая соответствует современным стандартам.
Информационные медицинские системы довольно легко интегрируются с современным медицинским оборудованием, что позволяет оперативно передавать общие статистические данные о состоянии здоровья различных категорий населения в различные государственные структуры.
"Инфоклиника"
Весьма распространенной информационной системой на сей день является «Инфоклиника».
Информационная система «Инфоклиника» — это полнофункциональный комплекс программ, применяемых для автоматизации управления поликлиникой.
«Инфоклиника» позволяет решить целый ряд задач:
- ведение единой базы данных для клиник с разветвленной структурой;
- автоматизация работы регистратуры;
- ведение документооборота;
- оперативный контроль и анализ деятельности клиники;
- складской учет материалов и ведение статистической медицинской отчетности.
Кроме того, данная система позволяет вести расчет заработной платы, проводить регистрацию данных о профилактических осмотрах, дает возможность вести больничные листы, осуществлять работу с кассовыми аппаратами, а также формировать картотеку пациентов и их электронных историй болезни.
Накаждого пациента в системе «Инфоклиника» заводится карточка регистрации, в которой указаны все данные для связи с ним, размещается его фотография и формируется первичный анамнез. Если пациенты обслуживаются по системе дополнительного медицинского страхования, то в информационной системе ранятся сведения о его договорах, прикреплениях, откреплениях и пр.
Для каждого специалиста в данной системе предусмотрена конфигурация рабочего места, которая позволяет быстро получить карточку первичного осмотра и работать с полной историей болезни пациента.
В системе «Инфоклиника» базовым понятием является термин «схема лечения». В ней детально указываются диагнозы, выполняемые манипуляции, используемые материалы и инструменты и пр.
Применение схем лечения также позволяет полностью автоматизировать расчет расхода материалов и упростить формирование прейскуранта цен на платные услуги медицинского учреждения.
Информационная система дает возможность управлять расписанием работы клиники, начиная с момента обращения пациента в нее. Она дает возможность быстро подобрать ему дату и время посещения медицинского специалиста, зафиксировать повод обращения, все необходимые назначения.
В системе «Инфолклиника» также ведется учет заказов-нарядов на проведение различных лабораторных исследований.
"Медиалог"
Вторая широко распространенная информационная система - «Медиалог». Она предназначена для комплексной автоматизации работы медицинского учреждения. Эта система разработана для решения комплекса лечебных и управленческих задач, которые стоят перед стационаром и поликлиникой.
Использование подобной системы дает возможность организовать быстрый доступ медицинского персонала к документам в режиме реального времени. Например, врач может весьма быстро ознакомиться с результатами лабораторного исследования при поступлении пациента в медицинское учреждение и выбрать траекторию лечения, направить его на дополнительные обследования к специалистам по мере надобности.
Серьезным плюсом системы «Медиалог» является тот факт, что она позволяет медицинским центрам использовать расписание работы других центров и в дальнейшем вести консолидированную отчетность.
Единое информационное пространство дает возможность экономить время медиков и дает им возможность принимать обоснованные, не «импульсные» решения, контролировать собственные действия и работу клиники во всех ипостасях.
Также данная система позволяет оперативно подготовить документы и создать электронную медицинскую карту, сформировать статистическую отчетность, выписные эпикризы и пр. Данная информационная система также дает возможность экспортировать электронную медицинскую карту на внешний носитель и в дальнейшем использовать по назначению, переносить в другие информационные системы медицинских учреждений.
Информационная система позволяет осуществить быстрое принятие решение при необходимости и контролировать действия медицинских работников, которые занимаются лечением пациентов.
«Медиалог» легко интегрируется со следующими системами:
- Call-центр (CISCO);
- PACS-системы;
- IP телефония.
Таким образом, современная медицина весьма быстро развивается, поэтому информационная система, которая обеспечивает ее функционирование, должна отвечать передовым требованиям, быть эффективной и оставлять возможности для внедрения новых модулей. Информационные системы сегодня позволяют настроить структуры базы данных и адаптировать все необходимые процессы под реальности здравоохранения.