Значение мотивации персонала для фармацевтической организации
Мотивация (в широком смысле) - это совокупность физиологических и психологических процессов, управляющих поведением человека, определяющих его направленность на какую-либо деятельность.
Грамотно построения система мотивации в аптеке приносит компании следующие выгоды:
- оптимизируются основные финансовые показатели;
- повышается эффективность работы с персоналом: снижается текучка кадров, повышается квалификация сотрудников, формируется команда профессионалов, которых объединяют единые цели;
- повышается профессионализм руководителей аптеками (аптечными сетями);
- улучшается обслуживание клиентов;
- формируется положительное мнение об аптеке среди клиентов.
Основные направления работы персонала фармацевтических организаций, на которые распространяются мотивационные схемы: достижение определенных финансовых показателей; выполнение дополнительных обязанностей, эффективная работа с клиентами аптеки; дополнительные мотивационные премии.
Способы достижения финансовых показателей и повышения эффективности работы с клиентами в фармацевтических организациях
Задачей заведующего аптекой при работе в направлении достижения фармработниками определенных финансовых показателей является разъяснение фармацевтическим работникам возможных схем увеличения продаж.
Наиболее популярными схемами достижения финансовых показателей являются:
- Увеличение общей выручки с кассы и среднего чека, то есть продажи большего количества товаров и/или более дорогих позиций (при этом следует помнить, что ставить цель на увеличение среднего чека можно только при условии, что все фармспециалисты аптеки в течение месяца работают в разные смены и за разными кассами).
- Однако предыдущая тактика далеко не всегда является выгодной для самой аптеки. Поэтому наиболее универсальным и выгодным для всех способом мотивации фармспециалистов является стимуляция к продаже фармацевтических товаров, реализация которых приносит аптеке наибольший доход, то есть позиций, имеющих наибольшую наценку. Заведующий аптекой доносит до фармспециалистов информацию о товарах данной категории и определяет общий план продаж препаратов из этого списка.
- Установление плана продаж по «связанным» позициям. Руководство аптечной сети (или аптеки) разрабатывает схемы продаж препаратов, являющихся так называемыми «связанными» позициями. Таковыми являются лекарства, обычно использующиеся в комплексной терапии (например, антибиотик + пробиотики или противопростудное средство + иммуномодулятор). Следовательно, они могут быть проданы вместе. При этом в такие схемы всегда стараются включить препараты из ядра ассортимента, то есть товаров с наибольшей наценкой. После разработки схем руководством выставляется план продаж по «связанным» позициям для каждого работника.
- Установление плана по бонусным акциям. В связи со значительным увеличением в последнее время конкуренции в сфере фармацевтического производства фирмы-изготовители лекарств нередко предлагают аптекам промо-акции, распространяющиеся на продажу собственных препаратов. В случаях, когда эти препараты являются частью ядра ассортимента, аптекам может быть выгодно участвовать в таких акциях и мотивировать работников к выполнению их условий.
Финансовые показатели планируются ежемесячно на каждого сотрудника и на аптеку, если речь идет об аптечной сети. Темпы выполнения плана отслеживаются еженедельно.
Эффективность работы персонала аптеки с клиентами может оцениваться по продажам подарочных сертификатов данного аптечного учреждения или сети аптек (если таковые имеются в продаже) или по количеству заполненных анкет клиентов и выданных дисконтных карт. В настоящее время эффективная работа с клиентами практически невозможна без дисконтной программы и построения активной клиентской базы, опять же в связи с высокой конкуренцией.
Также, если через учреждение реализуется аптечная косметика, можно ввести продажу подарочных сертификатов и оценивать эффективность работы с клиентами еще и по их продажам.
Дополнительные обязанности и мотивационные премии работников в фармацевтических организациях
Возможные дополнительные обязанности фармацевтов:
- Наставничество для новых сотрудников. Если в компании не предусмотрены методы адаптации новых сотрудников к работе, первые два месяца им будет очень сложно работать эффективно, что невыгодно в том числе и самой аптеке. Самым популярным решением этой проблемы является установление пристального внимания заведующего к новому сотруднику на протяжении всего испытательного срока, однако для этого от руководителя потребуются существенные временные и трудовые затраты. Чтобы их снизить, руководитель может организовать систему наставничества, при которой данная задача ложится на плечи более опытных фармацевтов. Заведующим определяется перечень навыков и знаний, которыми новые сотрудники должны овладеть за определенный срок, и список показателей, по которым будет оцениваться их компетенция. Если по истечении испытательного срока новый сотрудник успешно осваивает необходимые навыки, фармспециалисту-наставнику начисляется премия.
- Осуществление заказа товара в аптеку. Нередко эта работа также выполняется заведующим аптекой, однако существование стандартов по планированию ассортимента позволяет поручить эту обязанность фармацевту. Поручение ответственного труда (то есть доверие руководителя) и финансовые начисления будут служить дополнительной мотивацией для работника.
- Выполнение обязанностей «старшего смены». Каждую смену выделяется фармспециалист, который будет контролировать работу остальных фармацевтов смены и нести за нее ответственность.
- Привлечение в компанию новых заинтересованных сотрудников. Этот метод достаточно часто используется в сетях различных учреждений, в том числе и в аптечных. Если новый сотрудник успешно осваивает необходимые навыки, а также если он проработал в учреждении не менее трех месяцев, сотруднику, который его пригласил, начисляется премия.
- Дополнительные финансовые начисления за внесение предложений, способствующих улучшению бизнес-процессов и повышению эффективности работы аптечной сети (аптеки) в целом.
К дополнительным мотивационным премиям относятся дополнительные выплаты, целью которых является удержание сотрудников на рабочем месте, а именно: социальные выплаты и выплаты за стаж работы в компании.
Не всегда эти выплаты являются большими, однако сам факт их наличия свидетельствует о внимании к сотруднику.