Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Динамический стереотип, его роль в процессе обучения

Сущность динамического стереотипа, его особенности у человека

Определение 1

Динамический стереотип - это совокупность условно-рефлекторных актов, интегрируемых в кору больших полушарий за счет многократного предъявления одних и тех же тормозных или положительных условных раздражителей, которые следуют друг за другом с постоянными временными интервалами между ними.

В ответ на стереотипно повторяющиеся внешние воздействия в организме происходит формирование системы реакций.

Динамический стереотип является физиологической основой многих явлений человеческой психической деятельности, например, привычек, навыков, приобретенных потребностей и пр. Совокупность динамических стереотипов является физиологической основой, объясняющей устойчивые особенности поведения отдельной личности.

Понятие динамического стереотипа было введено И. П. Павловым, употребившим данный термин для обозначения системы условных рефлексов, которые образуются в ответ на действие стабильно повторяющихся условных раздражителей.

Павлов в ходе своих всемирно известных опытов установил, что если у собаки выработается ряд рефлексов в ответ на разного рода раздражители, регулярно повторяющиеся в определенной последовательности, то с течением времени животное будет воспроизводить всю выработанную систему ответных реакций в ответ на воздействие только одного первоначального раздражителя. Такая устойчивая совокупность определенных последовательностей реакций и стала называться динамическим стереотипом.

При выработке динамического стереотипа у человека существует несколько особенностей:

  • на формирование динамических стереотипов в различных повторяющихся условиях влияет отношение человека к обстановке;
  • в образовании динамических стереотипов у человека определяющая роль принадлежит второй сигнальной системе и выражаемым через нее социальным воздействиям и реакциям на них.
«Динамический стереотип, его роль в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Динамический стереотип отражает один из важнейших принципов работы головного мозга - системность. Суть этого принципа заключается в реагировании мозгом на сложные комплексные воздействия окружающей среды не как на несколько изолированных отдельных раздражителей, а как на целостное явление.

Внешним стереотипом является определенная последовательность внешних воздействий и явлений, совокупность реакций на которые становится внутренним нервно-динамическим стереотипом. Внешними стереотипами могут служить любые целостные явления и предметы, всегда представляющие определенную совокупность признаков, например, уклад жизни, последовательность событий, привычная обстановка и т.д.

Для организма ломка привычного стереотипа всегда становится тяжелым испытанием, сопровождающимся нервным напряжением, что субъективно проявляется как тоска, уныние, нервозность, раздражительность и т.п.

Но, как ни была бы сложна ломка старого стереотипа, в новых стабильных условиях всегда формируется новый стереотип, именно поэтому он и был назван динамическим.

Значение динамического стереотипа для процесса обучения

Динамические стереотипы имеют место при любых многократно повторяющихся действиях и процессах, в том числе и при обучении новым навыкам и их закреплении и при получении новой информации.

Динамические стереотипы в результате длительного функционирования закрепляются все больше и больше и становятся все более трудноизменяемыми. Особенной устойчивостью характеризуются динамические стереотипы у пожилых людей, а также у лиц, обладающих слабым типом нервной деятельности и по разным причинам имеющих пониженную подвижность нервных процессов. Этим объясняется постепенное снижение с возрастом способности к обучению и получению новых навыков.

Привычная система действий значительно облегчает работу нервной системы при выполнении знакомого вида деятельности, что субъективно ощущается как появление положительных эмоций. В то время как по мере установки стереотипа, довершения установки, а также при нарушениях стереотипа зачастую возникают отрицательные чувства.

Для первоначального формирования динамического стереотипа требуются существенные энергозатраты, но, в конечном счете, они окупаются вследствие объединения нервных процессов, лежащих в основе его формирования. Объединяются они таким образом, что текущий рефлекторный ответ не только становится сигналом для следующего звена ответа, но также и сам подкрепляется им.

Для осуществления такого отлаженного процесса, то есть для поддержки стереотипа, уже не требуется так много энергии, за счет чего значительно повышается эффективность работы нервной системы, так как подготовка к последующей реакции происходит автоматически после осуществления реакции. Этим объясняется все большая легкость и точность воспроизведения при заучивании стихотворений и текстов, отработке новых навыков.

При упроченном стереотипе последовательность нервных процессов закрепляется настолько, что все ответы могут воспроизводиться даже при возникновении только одного из стимулов. Могут также последовательно друг за другом очень быстро активироваться несколько стереотипов. Так, например, если человеку предложить задание на воспроизведение строчки стихотворения или песни с заданным словом или распространенным словосочетанием практически всегда у эрудированных людей на ум одновременно приходит несколько вариантов решения этой задачи.

Физиологическая суть любой работы по воспитанию детей и обучению людей заключается в создании нового динамического стереотипа, прочное формирование которого определит появление новых привычек, которые обогащают и совершенствуют деятельность коры головного мозга. При этом ломка старых стереотипов и выработка новых последовательностей нервных реакций будет протекать тем легче, чем естественнее будут использоваться методики и приемы, а также чем меньше грубости и насилия будет допускаться в отношении к обучаемому или воспитываемому человеку. Это объясняется естественной реакцией сопротивления организма получению неприятных эмоций и ощущений.

На выработку нового стереотипа при обучении значительное влияние также оказывают и особенности личности ученика. Так, если человек сам по себе аккуратный и дисциплинированный, активный и сознательный, формирование стереотипа будет проходить более успешно.

Дата написания статьи: 12.02.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot