Угольное машиностроение
Угольное машиностроение является ветвью тяжелого машиностроения. Развитие данной отрасли начинается с 1924 года, со строительства подсобных предприятий, а в дальнейшем и заводов. Началось массовое производство шахтных вагонеток, скреперных лебедок, шахтных подъемных машин, центробежных насосов и т.п. Позднее, в 41-45 годах была открыта первая база угольного машиностроения.
Россия входит в пятерку стран с наиболее развитой угольной структурой, однако угольное машиностроение переживает не самые лучшие времена. Россию, скорее, можно назвать нетто-импортером оборудования для добычи угля, во многом на это повлияло длительное отсутствие стратегии развития. Но, даже не смотря на это, некоторые заводы могут производить конкурентоспособное оборудование, способное конкурировать с иностранными импортерами в цене, при этом уступая им в качестве и надежности.
Обновление предприятий происходит как с помощью отечественного оборудования, так и импортного. Многие производители отдают свое предпочтение импортным производителям, так как отличия в качестве и производительности, слишком ощутимы.
Часть инвестиций, вкладываемых в развитие угольного машиностроения, направляется на обеспечение шахтной атмосферы (вентиляционные системы), то есть на активную часть основных фондов. От этих основных фондов зависят объемы добычи сырья, а значит и возврат внесенных денежных средств. Таким образом, можно сделать вывод, что главными для развития угольного машиностроения служат инвестиционные вливания и обновление оборудования.
Однако с каждым годом отмечается рост зависимости от импортного оборудования, что довольно пагубно сказывается на машиностроении в целом.
С 2011 по 2015 значительно увеличилась доля импортного горнодобывающего оборудования, теперь она составляет 66,1%.
Условия восстановления и развития угольного машиностроения
Снижение уровня развития отрасли начались после распада СССР, что повлияло на снижение мощностей производства. Частично потери пытались восстановить за счет конверсии на военных комплексах, а также за счет перехода к серийному выпуску горно-шахтной техники.
Но нужного эффекта достичь не получалось, как следствие наметился рост цен на уголь, за чем последовало снижение поставок, а значит и производство горного оборудования. Это само по себе означало крах для угольного машиностроения.
Не смотря на заметный рост с 2010 года, уровень производства по-прежнему оставляет желать лучшего. Износ оборудования на шахтных предприятиях составляет более 60%.
Эксперты отмечают, что для развития машиностроения, у России есть все шансы. Но для этого необходимо обновление ряда оборудования, а значит необходимы немалые инвестиционные вливания.
Условия необходимые для развития угольного машиностроения:
- Подъем уровня инженеров до уровня развитых стран. Это значит, что предприятия должны напрямую взаимодействовать с институтами. Обучение и исследование должны стать приоритетными направлениями.
- Материальная и моральная мотивация труда. Необходимо создание условий для творческого подхода к работе.
- Создание проектов продукции с учетом не только имеющейся базы, но и с учетом дальнейшего развития смежных отраслей.
- Возврат комплексных систем управления качеством продукции, а также авторского надзора. Авторское сопровождение подразумевает участие автора проекта на всех этапах производства.
Юргинский машиностроительный завод
Один из крупнейших заводов по производству горно-шахтного оборудования. Завод функционирует с 1943 года.
Направления выпускаемой техники:
- Горно-шахтное оборудование,
- Продукция и оборудование металлургической промышленности,
- Грузоподъемная техника,
- Сельскохозяйственные и коммунальные машины.
Огромное предприятие обладает собственной ТЭЦ, большим количеством цехов, отгрузочными площадками, сетью автомобильных дорог и железнодорожных подъездных путей, сортировочной станцией и др.
Для роста и развития предприятия с учетом тенденций рынка в 2002 году было принято решение о реконструкции завода. Были закрыты нерентабельные цеха.
Исследования, проведенные экспертами, позволили значительно повысить развитие, увеличить конкурентоспособность.
Оборудование, выпускаемое заводом, поставляется на большую часть угольных бассейнов страны.
Анжерский машиностроительный завод
Еще один завод, входящий в тройку крупнейших по производству горного оборудования. Завод начал функционировать с 1907 года в виде нескольких механических мастерских, но уже скоро они пополнились новым оборудованием.
После увеличения спроса на добычу угля в 1917 году, производство стало набирать обороты, и уже в 1941 году завод считался самым крупным поставщиком горного оборудования. Главной продукцией были вагонетки разной грузоподъемности, а также комплектующие к ним.
Годы войны стали для завода решающими - благодаря крупным заказам на выпуск непрерывного подземного транспорта и модернизации производства завод превратился в мощное предприятие.
В послевоенные годы оборудование стали поставлять не только в восточный регион, но и на территорию Донбасса. Развитие шло ускоренными темпами. Приоритетом стало производство сбоечно-буровых машин и непрерывного подземного транспорта. Стали поступать заказы из-за рубежа.
Вплоть до 90-х годов производство стабильно двигалось вверх, но эти годы принесли кризис, который был обусловлен массовыми забастовками шахтеров.
Для сохранения позиций завод начал осваивать производство более сложного оборудования (забойных конвейеров).
В 1991 году завод был зарегистрирован как акционерное общество, что являлось серьезным шагом.
Главной задачей завода является внедрение прогрессивных технологий, модернизация технического оборудования, а также улучшение условий труда. Данные задачи и по сей день остаются приоритетными.