Машиностроение - это вид производственной деятельности, который специализируется на производстве разных машин и технологического оборудования как средства производства.
Эта отрасль является ведущей промышленностью в народном хозяйстве. Именно она определяет дальнейшее ускорение и развитие технологий в других отраслях. Главные задачи этой отрасли - непрерывное повышение качества машин, совершенствование показателей производительности труда и улучшение качества оборудования на предприятиях.
Текстильное или “легкое” машиностроение - особая отрасль машиностроения, которая обеспечивает технологическим оборудованием и запасными частями ткацкую промышленность, а также предприятия бытового обслуживания.
Текстильное машиностроение производит поточные линии для хлопкоочистительной промышленности, агрегаты для отделочного производства, прядильные машины и ткацкие станки. Большинство оборудования легкой промышленности используется в текстильной отрасли.
Производство текстильных машин было организовано еще в 1823 году в Петербурге. Такие производства изготавливали несложные ткацкие станки, а также оборудование для красильных и прядильных фабрик.
Текстильная промышленность
Текстильная промышленность - это группа отраслей, которые занимаются переработкой растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу нити или ткани.
В свою очередь текстильная промышленность разделяется на:
- хлопчатобумажную;
- шёлковую;
- шерстяную;
- льняную.
Данный вид промышленности в 18 веке развивался подручными средствами в мастерских и на дому. Лидерами в этой сфере были восточные страны. Текстильные товары из этих стран были одним из наиболее важных предметов для экспорта. В это время была изобретена крутильная машина, самолетный челнок, а также прядильные машины для механизированного производства хлопковых тканей. Это стимулировало промышленную революцию и позволило выйти на новый уровень текстильной промышленности.
В то время из крупных сырьевых колоний (например, в Азии, Африке), вывозили дешевое сырье, а взамен привозили дорогостоящую продукцию (ткани и одежду) что стало основным инструментом колониализма. Такие действия обогащали владельцев фабрик и разоряли те же колонии, производящие сырье.
Со второй половины 20 века начинают набирать популярность искусственные и синтетические волокна. Среди них нейлон, лайкра и вискоза.
Текстильное машиностроение в России
Данный вид машиностроения позволяет обеспечить население и некоторые виды промышленности необходимыми материалами и волокнами. Данный вид производства имеет постоянный рост с момента своего создания. Спрос на текстильную продукцию всегда оставался на высоком уровне. В России данный вид машиностроения зародился только в 1823 году в Санкт-Петербурге. Но он не получал серьезного развития, вплоть до времен СССР. Все потому, что станки, изготавливаемые в то время, не были приспособлены для серьезных задач и выполняли только примитивные действия.
Во времена СССР дело пошло немного лучше. К отрасли были подключены предприятия в крупнейших городах советского союза, что позволяло дать отрасли ускоренное развитие и выпускать большое количество разнообразных станков, в том числе сложных и масштабных. Вместе с началом войны все производственные предприятия были перепрофилированы под производство разного рода военной техники и вооружения.
Такие производства в основном могли изготавливать минометы и боеприпасы. Занимались они этим от начала и до самого конца войны, вплоть до окончания боевых действий. Вместе с окончанием военных действий производства были возвращены к первоначальному виду деятельности по приказу руководства. Им пришлось в ускоренном темпе нагнать упущенное. Но из-за военной закалки переквалификация и смена рода деятельности прошли молниеносно и практически безболезненно. Объемы машиностроения в этой промышленности были увеличены в разы, даже если сравнивать с пиковыми значениями в начальном периоде.
В это время также увеличилось производство оборудования для покрасочных мероприятий и прядильной промышленности. Все заводы, находящиеся в непригодном состоянии, были практически сразу реконструированы в ускоренном темпе. Все оснащалось качественным и самым надежным на то время оборудованием.
Развитие машиностроения
В период перестройки одним из главных тезисов являлся тезис о развитии машиностроения. Советская экономика нуждалась в быстром развитии машиностроения, в введении новых и более современных технологий для работы, а также в увеличении темпов роста и развития существующих на тот момент отраслей.
В это время наблюдался перерасход ручного труда. Людям приходилось работать в тяжелых условиях, отдача была меньше. Все из-за того, что машиностроение не успевало насытить другие отрасли необходимыми для них расходными материалами и производственным оборудованием. В ходе реформ происходила деградация гражданского машиностроения. В приоритете были машины и механизмы, которые должны выполнять основные функции и брать на себя всю трудоемкую и массовую работу. Но даже и это не могло удовлетворить все потребности хозяйственных отраслей производства.
Начиная из 1990 года, реформирование машиностроения только ухудшало положение дел. Это привело к глубокой деградации данной сферы и повело за собой расчленение предприятий, уменьшение количества рабочих в данной отрасли и снижение динамики развития легкой промышленности.
В результате данных реформ была разрушена наукоемкая отрасль машиностроения. Вместе с этим наблюдаются темпы снижения уровня развития отрасли в сравнении с послевоенным периодом или развитием отрасли в СССР.