Технический контроль - это ряд действий, направленных на проведение мероприятий по проверке качества продукции.
Технический контроль предусматривает строгое выполнение установленных правил проверки на всех стадиях производства: от контроля качества материалов и изделий, поступивших на предприятие до конечного этапа выпуска готовой продукции.
Технический контроль – важная часть любого производства
Неотъемлемая частью производственного процесса заключается именно в проведении технического контроля. Для его выполнения задействованы различные службы, специализирующиеся на соответствующем контроле определенной продукции.
Контроль нацелен на правильное использование технических стандартов и условий, материалов и другой документации.
Так же для контроля технических документов привлекаются непосредственно работники и руководители всех сфер в отделах главного технолога, главного конструктора, главного металлурга и других специализаций предприятия. Но несмотря на это, контроль качества готовой продукции проводит отдел технического контроля (ОТК). Но это не снимает ответственности за качество с работников и руководителей производственных подразделений – цехов и участков.
Технические процессы предусматривают обязательную проектировку плана для осуществления компетентной проверки. В том числе требуется исправное оборудование и инструменты, участвующие в проведении контроля. Обязательным условием является четко установленное время, отведенное на выполнение операций контроля. Особенно для массового и серийного производства.
Процесс технической проверки в машиностроении должен быть составлен максимально кратко и точно. Это делается для того, чтобы работники или контролёр знали временные рамки и могли содействовать для его проведения. Положительной стороной является то, что расходуется минимальное количество времени. Особенно если нет надобности обращаться к специальным нормативным документам.
Самым важным критерием оценки качества труда в машиностроении является единый показатель, подразумевающий процент сдачи готовой продукции.
При заполнении документации о выполненном контроле необходимо использовать одну из форм записи – краткую или полную.
Полная форма записи оформляется исключительно на всю длину строки. Обязательным условием является включение таких граф, как «Объем и ПК» и «Г/Г». Но следует также проследить за выполнением переноса информации на следующие строки. Информацию по средствам измерений необходимо записывать всегда со следующей строки.
Краткую форму записи необходимо применять лишь в том случае, если при проведении проверки контролируемые размеры и другая информация выражена в числовом эквиваленте.
Основные задачи и объекты
Главная задача технического контроля в машиностроении заключается в том, чтобы вовремя получить достоверную информацию в полном объеме, содержащую сведения о качестве продукта, состояния используемого оборудования и самого хода производственного процесса. Это необходимо для того, чтобы оперативно устранить потенциальные неполадки и отклонения, которые могут существенно повлиять на работу производства.
К объектам технического контроля в машиностроении относятся:
- материалы, находящиеся на различных этапах производства;
- готовая продукция (детали, блоки и изделия);
- инструменты, используемые в процессе производства (оборудование, приборы и приспособления);
- технологические процессы;
- режим обработки и их характеристика.
Функции технического контроля состоят из задач для выполнения и объектов производства.
К функциям относятся такие процессы, как:
- контроль за качеством и комплектации изделий, выпускаемых в машиностроении;
- учёт и комплексный анализ продукции и процесса её возврата из-за дефектов и брака.
Машиностроение – ведущая область промышленности
Машиностроение действительно является одной из самых важных отраслей производства, так как от неё напрямую зависит экономическое развитие страны и военный потенциал, определяющий безопасность всего государства. Поэтому не зря выделяют такую функцию машиностроения, как поднятие уровня материальной и культурной жизни.
История возникновения этой отрасли берёт начало ещё в 18 веке, но главная часть развития припала на 19 век. Великобритания стала первой страной, где начали развивать машиностроение.
Машиностроение подразделяется на четыре вида:
- общее машиностроение, специализирующееся на производстве транспорта и промышленного оборудования;
- тяжелое машиностроение включает производство оборудование для таких сфер предприятий, как металлургия и шахты;
- среднее машиностроение делится, в свою очередь, на подвиды: судостроение, автомобилестроение и другие;
- точное машиностроение специализируется на спектре промышленностей (приборостроение).
Машиностроение тесно связано с черной металлургией. Такая связь обусловлена тем, что основным материалом в производстве является черный металл. Но постепенно в производстве его заменяют на цветные металлы. Предпочтение отдают более лёгким, таким, как алюминий.
Технический контроль в сфере машиностроения
Проведение технического контроля в такой сфере промышленности, как машиностроение, имеет ряд своеобразных отличий. На это влияет то, что детали в этом производстве создают большого размера и немалого веса. Из-за этого процесс полной сборки для проверки зачастую невозможно осуществить.
В том случае, если при каких-то обстоятельствах полную сборку невозможно провести, то для проверки используют эскизы деталей, в которых указана информация о фактических размерах готовой продукции.
Чаще всего проверку проводят с помощью специальных приборов – нутромер и микрометрические скобы.
Важно! В машиностроении производятся только комплексные проверки производства.
Это обусловлено тем, что машиностроение занимается производством транспорта и приборов, качество которых должно соответствовать нормам. Это способствует минимизации аварий и поломок на производстве. Тщательная проверка продукции снизит риск попадания в пользование непригодной детали или оборудования.
Важным аспектом проверки является то, что определяет способ проверки зачастую сам мастер. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник был не просто добросовестным работником, но и квалифицированным экспертом, который знает все тонкости и требования проверки конкретно в этой отрасли.