Развитие машиностроения в мире
Машиностроение – это основная отрасль машиностроения, на которую приходится 35% стоимости мировой продукции промышленности.
Так же машиностроение по праву считается наиболее трудоемкой отраслью, особенно приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение и др.
Главным условием развития машиностроения служит обеспечение отрасли квалифицированной рабочей силой, наличие научных центров.
Сравнительная близость к сырьевой базе требуется далеко не всем отраслям машиностроения, главным образом этого требует тяжелое машиностроение (производство металлургического, горно-шахтерского оборудования и т. п.).
К странам лидерам можно отнести небольшую группу стран, таких как США (30%), Япония (15%), ФРГ (10%), так же в это список можно внести Францию, Великобританию и Польшу. В этих странах хорошо развиты все отрасли машиностроения, так же высок экспорт машин (свыше 80%).
Не смотря на быстрые темпы развития машиностроения за рубежом, к лидерам так же можно причислить Россию (6%) и Китай (3%). Машиностроение развивающихся стран, в отличие от уже развитых стран, основанное на дешевизне рабочей силы, направленно в основном на выпуск массовых и трудоемких, невысокого качества изделиях. При этом современными машиностроительными заводами располагают далеко не все развивающиеся страны (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Мексика).
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяют на три группы:
- Общее машиностроение, которое включает в себя станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. Общее машиностроение обусловлено как штучной, так и массовой продукцией. Так же общее машиностроение тесно связанно с другими отраслями. Самыми крупными поставщиками продукции общего машиностроения считаются такие развитые страны как, Германия, США, Япония. Так же развитые страны являются главными поставщиками на мировой рынок станков.
-
Транспортное машиностроение, вторая по масштабности и значимости отрасль машиностроения. В свою очередь данная отрасль делится на группы:
- Автомобилестроение – это ведущая отрасль транспортного машиностроения. Каждый год 40% выпускаемой продукции идет на экспорт. 75% выпускаемых автомобилей – легковые, 25% - грузовые. Самыми крупными поставщиками автомобилей являются страны США, Япония, Германия, Италия, Франция. Для таких стран как Китай, Южная Корея, Польша — это весьма новая отрасль.
- Авиаракетно-космическая промышленность. Отличается большой наукоемкостью, продукция выпускается только крупными фирмами. Фирмами предъявляются высокие требования к работникам, к научно-производственной базе. Применяются сложные технологии. Сложный и большой состав отрасли (выпуск самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и тп.). в данной группе можно выделить два направления: гражданское и военное. Данная группа сформирована в странах с развитой наукой (США, Россия, Франция, ФРГ).
- Судостроение отличается высокой материалоемкостью и трудоемкостью. В последнее время роль данной подгруппы в мире уменьшается. Но не смотря на это доля специального транспорта растет, тогда как доля пассажирского наоборот, уменьшается. Центры мирового судового производства переместились из Западной Европы и США в Азию (Корея, КНР).
- Производство железнодорожного оборудования – это самая старейшая отрасль промышленности. Так же, как и судостроение, производство железнодорожного оборудования в Западной Европе, заметно сокращается, но при этом темп ее развития в Азии (КНР, Индия) заметно увеличивается. Европа же в свою очередь, переходит на выпуск скоростных поездов.
-
Электротехника и электроника являются самыми наукоемкими отраслями промышленности, но зато это самая быстропрогрессирующая отрасль. Однако внутри самой отрасли рост выпуска электроники сокращается, а микросхем и ЭВМ наоборот растут. Так же быстро растут связи внутри отрасли и взаимосвязь с другими отраслями промышленности. Мировыми лидерами в производстве электроники являются США, Япония (около 90% микросхем), Корея, Тайвань.
На сегодняшний день 25% продукции машиностроения приходится на развивающиеся странны. Особое место отводится странам СНГ, которые имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Наиболее большое развитие получили военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, бытовая электроника.
Учитывая все это можно выделить четыре наиболее развитых регионов мирового машиностроения:
- США, Канада, Мексика. На них приходится 1/3 стоимости продукции машиностроения. здесь производятся все виды продуктов машиностроения не зависимо от уровня сложности. Самый большой экспортер машин, наукоемкой продукции. Так же стоит отметить большую часть авиаракетного и космического машиностроения, принадлежащего США.
- ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. На эти страны так же приходится 1/3 стоимости продукции. В отличии от стран Северной Америки, Европа выпускает в основном массовую машиностроительную продукцию. Особенно много производится продукции общего машиностроения. Лидером среди стран Европы по выпуску машиностроительной продукции является ФРГ.
- Восточная и Юго-восточная Азия. На данные регионы приходится четверть производимой продукции. Основной стимулятор развития машиностроения является дешевая рабочая сила. Наиболее крупной страной в этом регионе является Япония – крупнейший в мире экспортер машиностроительной продукции, таких отраслей как микроэлектроника, электротехника, робототехника. Другие страны, такие как Китай, Сингапур, Таиланд, Корея, занимаются производством более трудоемкой, но менее сложной продукции.
- СНГ. Для большинства стран этого региона, машиностроение — это главная отрасль международной специализации. Особое место здесь отводится военно-промышленному производству. Лидером стран СНГ по праву считается Россия. Не смотря на большие возможности развития, в международном развитии можно выделить только производство вооружения и космической техники.