Машиностроение Урала
Уральский машиностроительный комплекс занимает лидирующие позиции в Уральском экономическом районе, состоящем из семи субъектов федерации. В состав машиностроительного комплекса входит около 150 предприятий, охватывающих все виды промышленности.
В данном регионе неплохо развиты тяжелое машиностроение, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное, тракторное, энергетическое. Так же активно развивается станкостроение, энергетическое машиностроение и приборостроение.
В данном регионе большая часть машиностроения металлоёмкая, поэтому здесь очень тесная связь с металлургией.
Стоит особо выделить заводы тяжелого машиностроения (Уралмаш, Бузулукский), чьи центры расположены в Екатеринбурге.
Так же достойны внимания химическое машиностроение (Уралхиммаш), производство электротехнического оборудования (Уралэлектротяжмаш).
Широко распространено транспортное машиностроение (производство автомобилей в Ижевске).
Характерные черты машиностроительного комплекса Урала:
- Чрезмерная концентрация в крупных городах
- Недостаточная специализация
- Универсальность многих предприятий
- Замедленное внедрение достижений НТП
- Сохранение старой технологии
Основные направления развития машиностроения Урала:
- Перевооружение и реконструкция действующих предприятий
- Внедрение оборудования со встроенным микропроцессорной техникой
- Расширение специализации. Создание филиалов и цехов в малых городах
- Увеличение доли развивающихся отраслей, таких как станкостроение, производство точной техники и т.п.
Уралхиммаш
Завод расположенный в Екатеринбурге и занимающийся выпуском продукции для нефтеперерабатывающих, химической, нефтехимической промышленности.
Постройка и запуск завода были запланированы на 1932 год, но в 1931 году активно ведущаяся стройка была заморожена, так как ответственные за постройку лица были арестованы за расточение средств. Новый запуск был перенесен на 1942 год. В те годы сюда был эвакуирован эшелон «Большевик». Строительство продолжилось одновременно с запуском первого производства. Вскоре были возведены первые цехи. В декабре 1941 заработала первая станция мощностью 5600 кВатт.
Параллельно с выпуском оборудования для заводов, цеха выпускали военные минометы.
В настоящее время завод занимается выпуском продукции для нефтяной и химической промышленности, а также для газоперерабатывающих отраслей. Основным акционером предприятия является Газпромбанк. По результатам экспертизы Уралхиммаш был признан надежным предприятием для предпринимательской деятельности как в России, так и за рубежом.
Уралэлектротяжмаш
Продукция данного предприятия обеспечивает работу всего транспорта Екатеринбурга. Данное предприятие считается одним из крупнейших поставщиков электротехнической продукции в России.
Началось строительство завода в 1932 году, и же в 1934 предприятие заработало. В 1939 году завод разделился на «Трубопроводный завод» и «Уралэлектроаппарат».
В военные годы, как и большинство заводов, Уралэлектротяжмаш занимался производством военной техники. В цехах данного завода выпускались реактивные минометы Катюша.
С 1935 по 1960 года на заводе был освоен выпуск: сталеплавильных дуговых печей, трансформаторов, маломасляных выключателей.
С 2001 года Уралэлектротяжмаш входит в состав компании Энергомаш, являющейся лидером отечественного машиностроения, а с 2006 присоединен к Уралгидромаш.
На сегодняшний день предприятие выпускает более 2000 наименований продукции в год, как для России, так и для зарубежных стран.
Бузулукский завод тяжелого машиностроения
Завод специализируется на выпуске буровой техники, доменного оборудования, прокатного оборудования, сталеплавильного оборудования, машины для обслуживания электролизеров и т.п.
История завода начинается в 1922 году, уже тогда завод располагал литейным, кузнечным, монтажным цехами. С 1947 года завод занялся выпуском первых буровых установок.
Благодаря тесному сотрудничеству с институтами «Гипроуглеавтоматика», «Гипромашобогащени» и др., начался активный переход от станков канатно-ударного типа к более высокоэффективным станкам, огненного типа.
В 1999 году Бузулуктяжмаш был удостоен почетной грамоты, за огромный вклад в развитие добычи угля открытым способом.
ИжАвто
ООО «Лада Ижевск» - автомобильное предприятие в Ижевске, с 2011 года входящий в состав АВТОВАЗ.
В 1966 году завод выпустил первый автомобиль – Москвич-408.
С 1967 по 1971 года были запущенны собственные производственные линии, такие как сварочные аппараты, установки для окрашивания, конвейеры и др.
В семидесятых годах завод выпускал первые и единственные легковые автомобили с кузовом хэтчбэк.
В 1997 году отметился резкий спад производства, но ситуацию спас дефолт 1998 года, в результате чего предприятие удалось реанимировать, под руководством нового начальника группы СОК, в состав которой вошел Ижмаш.
В 2005 году выпуск автомобиля марки Иж прекратилось, после чего завод занялся выпуском модели Спектра, корейской компании KIA Motors Corporation.
В 2006 году завод принялся выпускать Киа Рио второго поколения.
В 2009 году компания СОК продала Ижавто, после чего контроль над предприятием получили представители Сбербанка России, которые в свою очередь обвинили СОК в продаже активов предприятия. После долгих судебных разбирательств, начальники СОКа были объявлены в розыск.
В 2009 году работа предприятия была остановлена, в связи с сложным экономическим положением. В этом же году предприятие было признано банкротом.
В 2010 году работа предприятия была расконсервирована, и с конвейера вновь сходили автомобили ВАЗ и Иж.
Главным держателем завода являлся Сбербанк, но в 2011 году он перепродал долг предприятия «Ростехнологиям». А те в свою очередь планировали выпуск линейки Ниссан.
В 2011 году завод вновь был признан банкротом. Чуть позже в этом же году с завода были выпушены Лада2107, а также ограниченный выпуск Киа Соренто и Киа Спектра.
В 2012 году альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» запланировал вложить не малые средства для возрождения завода, и в этом же году с конвейера сошли первые машины Лада Гранта.