Судостроение как отрасль машиностроения
Судостроение - это отрасль тяжелой промышленности, ориентированная на создание и ремонт судов. Специальные суда, на которых собираются корабли называются верфями.
Судостроение зародилось еще в глубокой древности, в таких странах как Египет, Китай, Финикия.
По мере развития науки и техники, менялся и способ производства и сборки судов. В настоящее время сборка состоит из следующих этапов:
- Достапельный. На данном этапе выполняется процесс обработки металла, сварки его в блоки и изготовление деталей набора.
- Стапельный. На данном этапе происходит сборка судна из отдельных блоков и секций. Проходит проверка на водонепроницаемость, изоляцию помещений, монтаж трубопроводов
- Достроечный. На данном этапе судно спускают на воду и проводят его достройку непосредственно на воде. Так же на данном этапе проверяется работа судовых систем, механизмов.
- Сдаточный. Готовое судно проходит ряд испытаний (швартование, контрольный выход, ходовая и т.д.).
С 1960 по 1990 года лидером судостроения безусловно была Япония, отобравшая это звание у европейских стран.
В настоящее время лидерами судостроения в мире являются КНР и Южная Корея. Данные державы достигли этого благодаря более низкой стоимости постройки, более дешевой валюте и существенной государственной поддержке.
Российское судостроение
На сегодняшний день на территории России находятся 168 кораблестроительный предприятия, 86 из которых государственные. Центрами судостроения являются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининградская область.
Самые большие в мире подводная лодка и ледокол так же были выпущены на верфях России.
Судостроение является довольно значимой отрасль машиностроения в основном за счет строительства военных судов. На большинстве предприятий России выпускаются военные суда.
Однако существует ряд продукции, выпускаемой предприятиями, которые так же могут составить хорошую конкуренцию на мировом рынке (ледоколы, буксиры, танкеры).
Более 70% производимой техники приходится на военное судостроение, при этом 21% приходится на экспорт.
Судостроение тесно сотрудничает с другими отраслями машиностроения, так как для сборки и производства кораблей требуется огромное количество тяжелой и легкой техники, инструментов, станков и других технологий.
Специфика судостроения
Оборудование для судостроения подразделяется на пять основных групп:
- Режущее и сварочное оборудование
- Техника для транспортировки деталей судна внутри цехов
- Измерительная техника
- Инструменты и приборы для покраски отдельных элементов
- Шлифовальное оборудование и дробеструйные аппараты, а также другие приспособления для обработки поверхностей
В современном мире для строительства корпусных деталей судна применяются такие материалы как: дерево, пластмасса, железобетон, сталь и сплавы алюминия и титана. Все зависит от назначения и условий эксплуатации корабля, в том числе и сама форма судна.
При проектировании судна производится огромное множество расчетов, в которых так же учитываются направление потоков коды, баланс между грузоподъемностью судна и мощностью его двигателей и многое другое.
Помимо материалов, в судостроении так же применяются различные герметики, клея, декоративно-отделочные материалы, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы.
Сталь для судов должна обладать повышенной морозостойкостью, прочностью, пластичностью и т.д.
Довольно широко в судостроении применяются и научные технологии, к примеру, сейчас на многих заводах есть автоматизированная гибка металла, а сварка так же неотрывна с компьютерами-автоматами, ведь большое количество станков в наше время работают автоматизировано.
Оборудование, используемое на производстве
На судостроительных заводах используется довольно большое количество всевозможных станков, оборудования и техники:
- Фрезерный станок. В 2017 году на Балтийском судостроительном завод ввели в эксплуатацию расточно-фрезерный станок, с применением которого рассчитывается улучшить точность, ускорить работу по расточке и обработке деталей.
- Кран мостового типа. Тип крана с грузозахватным устройством, который передвигается по подвижной стальной конструкции. Подобные краны используются для транспортировки тяжелых конструкций, деталей, материалов и тп.
- Гидравлический пресс. Гидравлическая машина, предназначенная для создания значительных сжимающих усилия.
- Листогибочная машина. Данные машины предназначены для сгибания металла в цилиндрические обечайки в холодном состоянии. Применяются для производства труб.
- Спусковая тележка. Данная тележка применяется для спуска малых и средних судов на воду.
- Кран-манипулятор. Данная транспортная техника предназначена для транспортировки готовых отдельных, тяжелых частей судна, таких как двигатель и тп.
- Оборудование для монтажа и сборки судна
- Нестандартные и силовые гидроцилиндры, для морского и берегового применения
- Различные гидравлическое оборудование для монтажа крупногабаритных судов, непосредственно для применения на судостроительных заводах.
- Оборудование для транспортировки и передвижения судов, а также крупных объектов, обслуживаемых морскими судами.
- Испытательные стенды штатных систем корабля
Для судоремонта применяются профессиональные гидравлические инструменты.
Существует довольно большое количество предприятий, занимающихся поставками профессионального оборудования на судостроительные заводы, как отечественные, так и зарубежные. Большой популярностью пользуется японское оборудование.
Несколько крупных предприятий, поставляющих оборудование для судостроения:
- Технорос. Поставляет оборудование для судостроения и судоремонта.
- Технотрон. Занимается поставками сварочного оборудования
- АМОВ. Компания занимается производством гидравлических прессов.
- Техномаш. Компания занимается производством листогибочных машин.