В США так же, как и в любой другой высокоразвитой стране, машиностроение является ведущей отраслью промышленности. Однако в Америки уровень машиностроения необычно высок, к примеру, доля авиапромышленности в нем составляет 60%.
В определённый период времени был высок уровень приборостроения и общего машиностроения, при этом снизился уровень транспортного машиностроения.
Самые крупные изменения в машиностроении США произошли в 80-х годах, под воздействием требований военно-промышленного комплекса и усиливающейся конкуренции со стороны Японии в автомобилестроении и электротехнике. Для этого периода была характерна высокая монополизация машиностроения.
Автомобилестроение США
Автомобиль уже давно служит символом жизни любого американца. На автомобилестроение приходится 12% всей мировой торговли.
Столицей автомобильной промышленности является Детройт, именно здесь в 1896 году Генри Форд испытал первый автомобиль, а в последствии наладил первый серийный выпуск. На сегодняшний день компания Форд соблюдает лидирующую позицию в производстве.
17% населения США заняты в автомобильной промышленности. Боле 50% общего мирового производства автомобилей приходится на шесть крупнейших компаний, которые располагаются в Америки.
Именно автомобильная промышленность в США играет наиболее важную роль в экономике страны. Данная отрасль имеет огромное влияние на другие отрасли. В географии автомобилестроения сильно отражаются новые тенденции в экономике.
Автомобилестроение в США является главным потребителем свинца, стали, никеля, пластмасс и других материалов.
В последние годы на производстве стремительно происходит роботизация и автоматизация, около 30% всего парка роботов используется именно в ней. Создается все больше автомобильной электроники на базе искусственного интеллекта и систем машинного зрения.
В 90-е годы американский автопром преодолел сложное время кризиса. Данная отрасль является очень трудоемкой, это одна из причин ее низкой рентабельности.
Авиаракетно-космическая промышленность
Авиастроение в США занимает первое место по: уровню развития технологий, масштабам и объемам производства, номенклатуре выпускаемых товаров и числу занятых в отрасли. Однако данная отрасль очень наукоемкая, высокотехнологичная и требует немалых капиталовложений, а также большой научно-технической базы.
Авиаракетно-космическая промышленность делится на:
- Вертолетостроение
- Производство космических летающих аппаратов
- Самолетостроение
- Ракетостроение
- Производство двигателей
- Производство приборов, комплектующих и тп.
Развитая производственная база позволяет обеспечить разработку, выпуск, модернизацию, ремонт и утилизацию вертолетов, самолетов и беспилотных агрегатов.
Высокая наукоемкость данной отрасли обусловлена сложностью производимой продукции. Вся производимая продукция проходит строгие наземные и воздушные испытания, что позволяет обеспечить высокую безопасность и качество, а все это требует больших капиталовложений.
Стоит отметить, что изначально данная отрасль развивалась только как производитель военной техники, и лишь со временем она стала производить гражданские лайнеры.
Стабильному развитию авиапромышленности в США способствует в частности стабильные заказы государства.
Центром авиационной промышленности является Южная Калифорния, где еще во времена Второй мировой войны военная промышленность приобрела немалые размеры.
Ракетно-космический комплекс США входит в тройку тех, кто имеет научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторское бюро и ряд промышленных предприятий, которые позволяют производить авиационную и космическую технику в соответствии с мировыми потребностями.
Высокая капиталоемкость определяет высокую монополизацию в отрасли.
Экспорт космической продукции в последние годы упал на 40%. Как соответствие сокращение доли продаж сильно ударило по крупным компаниям, особенно это отразилось на Boeing, чье положение усугубилось сокращением заказов со стороны государства.
Судостроение США
В судостроении США есть шесть основных производимых продукций:
- Подводные лодки
- Надводные боевые корабли
- Крупные десантные корабли
- Авианосцы
- Вспомогательные и исследовательские суда
По уровню развития из числа судостроительные компании выделяются: Newport News Shipbuilding, Avondale, Ingalls, General Dynamics Electric Boat Division, Bath Iron Works, NASSCO, Austal USA и Marinette Marine Corporation
Практически все судостроение в США ориентированно на выпуск военной продукции. В США действует монополия одного покупателя – ВМС США.
Электротехническая и электронная промышленность
В данной отрасли выпускается продукция как промышленного, так и бытового назначения.
Мировыми лидерами в производстве ЭВМ являются США, во главе с компанией IBM. Однако при этом производство бытовой техники как на внешнем, так и на внутреннем рынке испытывает большую конкуренцию, особенно со стороны Японии.
В настоящее время в электронной промышленности начался новый этап, в основе которого внедрение гибких автоматизированных производств, а также систем автоматизированного проектирования, основной составляющей которого являются станки с ЧПУ, ЭВМ и специальные транспортные системы. И США заняли лидирующие позиции по их поставкам, обеспечивая при этом 80% мирового рынка.
В Америке довольно активно происходит процесс кооперирования отраслей промышленности и науки. Так во многих районах возникли научно-технические территориальные комплексы, например, Силиконовая долина, на территории которой производят полупроводники.
Размещение предприятий полностью совпадает с размещением городов и агломераций. Очень много предприятий скооперированы в трех главных мегаполисах США. На это влияет то, что машиностроение требует огромного количества квалифицированных кадров и обладает большой наукоемкостью.