Гражданское машиностроение и его роль в техническом прогрессе
Гражданское машиностроение - очень важная, если не сказать главная, составная часть промышленности и даже экономики в целом. В него входит проектирование, изготовление и эксплуатация машин гражданского назначения.
Одним из первых примеров построения машин можно назвать изобретение парового двигателя. Это было так давно, что кажется нам почти-что в «каменном веке», хотя в действительности с того момента прошло всего три сотни лет.
Технический прогресс уже сегодня удивляет нас такими инновациями, что прогнозы на будущее не берутся делать даже самые смелые футуристы. Массовый переход к автоматизации и информационному обеспечению почти полностью вытеснил необходимость присутствия человека на производстве. Живым примером являются аддитивные технологии, благодаря которым можно «напечатать» сложнейшие детали без постоянного присутствия человека.
Гражданскому машиностроению принадлежит очень важная роль в ускорении научно-технического прогресса, который устремлен на создание принципиально новых машин и технологических процессов.
Формы организации и технологические особенности производства определяют место расположения предприятий машиностроения. Все зависит от дальности расположения сырья, нужного данному производству, от наличия транспортных сообщений, трудовых ресурсов и потребителя.
Вместе с этим, данная отрасль не может обойтись без металлургической, легкой, лесной, химической и других промышленностей. Все они взаимосвязаны между собой. Экономическое развитие страны определяется по уровню развития машиностроения.
Существующие проблемы машиностроения и его структура
К сожалению, многие предприятия этой отрасли превращаются в аутсайдеров. Такие производства с низкой рентабельностью переходят к активному импорту если не целых машин, то их комплектующих. Это влечет за собой не востребованность квалифицированных кадров, утрату рабочих мест.
Ключевой проблемой являются попытки увеличить объемы производства, качество которых может сопоставляться с мировыми лидерами. Государство ставит задачи модернизировать свои производственные мощности, содействовать внедрению новых технологий и инноваций, привлекать инвестиции. Ориентир на сегодняшний день – это совершить переход экономики от «сырьевой» к «производственной».
Машиностроительная отрасль экономики сочетает в себе такие сегменты гражданского машиностроения как:
- тяжелое;
- транспортное (автомобильное, сельскохозяйственное, судостроительное, авиакосмическое, машиностроение по изготовлению оборудования для легкой, пищевой и многих других промышленностей);
- точное.
Тяжелое машиностроение - это металлоемкое производство, что сочетает в себе металлообработку и изготовление оборудования для разных отраслей производства.
Строятся такие производственные мощности вблизи мест расположения нужного сырья, учитывая возможность обеспечить наличие «поддерживающих» факторов. К таким факторам относятся: транспортные сообщения, квалифицированные кадры, относительно дешевый обслуживающий персонал.
Транспортный сегмент является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Автомобилестроение в теперешнее время есть востребованным всегда и при любых обстоятельствах. Из года в год автомобилестроение все больше модернизируется, его производство нацелено на упрощение процесса и удешевление себестоимости. Все инновационные методы и подходы не упускают возможности усовершенствовать этот прибыльный сектор.
Судостроение в нашей стране всегда считалось технологически развитым сектором. Разрабатываются концептуально новые направления, системы автоматизации в проектировании судов разных типов и классов.
Производство железнодорожного транспорта является не менее востребованным сектором. Предприятия железнодорожного машиностроения сотрудничают с зарубежными компаниями в совместном изготовлении и общих разработках концептуально нового оборудования для этой отрасли.
Производство сельскохозяйственной техники занимает одно из первых мест в экономике страны. Спрос потребителей стимулирует модернизацию сельхозмашиностроения и обеспечивает стабильность доходов от продаж такой техники и комплектующих. Это порождает к данной отрасли интерес инвесторов.
Авиакосмическая промышленность также занимает немаловажное место по объему финансирования. Эта отрасль является наиболее наукоемкой, технически сложной и довольно дорогостоящей в общей экономике.
Научно-исследовательские институты работают над сокращением технологического отставания отечественных производителей точного машиностроения от производителей более развитых стран мира. Продукция такой отрасли включает в себя: оптические приборы, лазеры, радиоэлектронику, компьютеры и многое другое, без чего не может существовать ни одна отрасль машиностроения.
Для любой страны очень важной является машиностроительная промышленность. Это именно та сфера, от которой не просто зависят возможности улучшения других сфер или отраслей, от нее напрямую зависит возможность функционирования других производств и промышленных предприятий.
Машиностроение дает другим предприятиям технику, механизмы и вспомогательное оборудование, которое позволяет им нормально работать и изготавливать необходимые детали, орудия труда и механизмы. Кроме того, именно машиностроительная отрасль дает возможность автоматизировать и роботизировать производства, улучшить их, ускорить работу или заменить человеческий труд машинным. Именно за автоматизацией процессов и есть будущее многих отраслей промышленности.
Нормальное функционирование различных сфер обеспечивается благодаря бесперебойной и слаженной работе машиностроительных предприятий. Стандартизация, нормирование, классы точности - все это позволяет изготавливать взаимозаменяемые, универсальные устройства, которые поддаются ремонту без особого труда и могут помочь в любом производственном процессе.