Авиационное машиностроение
Авиационное машиностроение - отрасль машиностроения, занимающаяся производством, испытанием, ремонтом и утилизацией авиационной техники.
Данная отрасль является одной из самых капиталоемких отраслей, но при этом одной из самых прибыльных. Лишь немногие страны могут обеспечить полный цикл создания авиационной техники. Таких стран всего 5-6, и каждая из них обладает высокими технологиями.
Крупные пассажирские самолеты (аэробусы), производят лишь в нескольких странах (США, страны ЕС). Самолеты меньшей вместительности производятся во многих других странах (Бразилия, Канада, Иран, Россия, Украина).
Предприятия располагаются в основном в развитых промышленных центрах, немаловажными требованиями являются: наличие квалифицированных кадров, удобство транспортных связей.
Авиационное машиностроение России
Наиболее развит в России выпуск военной авиатехники. Россия занимает второе место в мире по выпуску военных самолетов и 3 место по выпуску вертолетов.
Развитие авиастроения началось еще в 1908 году, в этом году был построен первый дирижабль. Чуть позже стали выпускаться первые самолеты.
В первые годы авиастроение развивалось весьма медленно. До 1914 года, когда поступил заказ на выпуск военных самолетов, развитие тормозилось из-за слабой материальной поддержки и зависимости от зарубежных поставок, особенно моторов.
Активно начало развиваться строительство после 20-х годов. Стали формироваться первые конструкторские бюро. Активно стало продвигаться серийное производство.
Авиа- двигателестроение изначально занималось выпуском двигателей зарубежных образцов с использованием отечественных материалов и технологий, внося при этом улучшения.
Изменения коснулись и авиационного вооружения, благодаря укреплению научно-технической и конструкторской базы. С 1932 года началось активное развитие военного авиастроения как отдельной отрасли.
С каждым годом производство самолетов расширялось, технологии также претерпевали изменения, что позволяло решать задачи крупносерийного производства.
В 1928 году Россия приняла участие в выставке в Берлине.
С 30-х годов начало набирать производство пассажирских самолетов.
В 40-е годы производство резко переходило на выпуск более сложной продукции, все ресурсы и силы были брошены на развитие авиастроения.
Научные институты оперативно занимались решением многих производственных проблем, таких как защита металла от коррозии и т.п.
Годы войны нанесли достаточный урон советской авиации, большая часть была уничтожена. Более 80% заводов были эвакуированы. Однако всего за год авиастроение смогло восстановить практически весь темп производства.
После окончания войны началась новая эра авиастроения, начали осваиваться новые технологии, создавались самолеты нового поколения (реактивные самолеты).
Увеличивалось количество НИИ, исследовались новые материалы и технологии, проходили исследования по аэродинамике.
В 50-е годы был освоен выпуск турбореактивных и турбовинтовых двигателей.
Серия вертолетов также была расширена.
В 60-е годы парки пополнялись большим количеством реактивных самолетов. Был разработан сверхзвуковой пассажирский самолет.
80-е годы были отмечены очередным кризисом в авиастроении, производство оказалось под ударом политических изменений. Снижались заказы гособороны.
Еще более усложнил ситуацию распад СССР, который основательно затруднил сбыт продукции на традиционный рынок. Отрасль авиастроения была отключена от государственного финансирования. Экспорт продукции был практически перекрыт из-за переизбытка предложения б/у вооружений, а также неумения продвигать продукцию на зарубежных рынках.
Усугубляли положение отсутствие дешевых кредитов и отказ государства от таможенного регулирования импорта. Иностранные самолеты стали гораздо выгоднее отечественной техники.
К концу 90-х годов государство начало предпринимать попытки возродить отечественное авиастроение. В первую очередь было ограниченно иностранное участие в управлении предприятиями и в капитале. Начали предприниматься проекты финансирования. К 2009 году объем финансирования увеличился в 20 раз.
К 2007 году рост производительности составил 17%.
Рост развития отрасли продолжался в плоть до 2014 года, который стал очередным препятствием для авиастроения. Из-за смены власти на Украине, большая часть заказов российским производителям была отменена. Это привело к более интенсивному развитию импортозамещения украинских комплектующих. В этот же год США вводят санкции против России и многих промышленных предприятий.
Все это довольно пагубно сказывалось на отрасли, но, не смотря на это, выпуск новых экспериментальных самолетов активно продолжался.
Проблемы авиастроения:
- Острая нехватка финансирования,
- Не возмещение затрат на не завершенное строительство,
- Превышение задолженностей годовых размеров предприятий,
- Ослабление кадрового потенциала.
Факторы размещения отрасли авиастроения:
- Наукоёмкость. Производство сложной техники требует наличия огромной научно-технической базы, а, следовательно, предприятия располагаются в основном в центральных районах. Наукоёмкость является основополагающим фактором для авиационной отрасли.
- Металлоемкость. Отрасль машиностроения нуждается в большом количестве черных и цветных металлов, следовательно, предприятия должны также располагаться недалеко от металлургических баз, чтобы сократить затраты на поставки.
- Трудоемкость. Данная отрасль требует большого наличия квалифицированных кадров, большого количества рабочего времени. Предприятия располагаются вблизи высокой концентрации населения.
Главными предприятиями Российского авиационного машиностроения являются: Объединенная авиастроительная корпорация (самолетостроительные предприятия) и Оборонпром (вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия).