Сущность и предназначение маркетинговых коммуникаций
Маркетинговые коммуникации (сокращенно – МК) – это те связи, которые компания образует с внешним окружением за счет использования различных средств воздействия на целевую аудиторию.
Основной задачей маркетинговых коммуникаций выступает донесение информации о продукте или самой компании до целевой аудитории. По большому счету, их сущностным предназначением выступает оказание влияние на потребительский выбор и покупку товара.
В некоторых случаях маркетинговые коммуникации отождествляют непосредственно с процессом передачи компанией информации целевым группам общественности. Для этого используются различные каналы и инструменты.
Как и любые другие, маркетинговые коммуникации состоят из определенных элементов. Основными из них считаются источник и адресат маркетинговой коммуникации, информация, ее кодирование и декодирование, а также каналы маркетинговых коммуникаций. В роли источника МК выступает сама организация, испытывающая потребность в коммуникационном взаимодействии с представителями целевой аудитории. Последние являются адресатами маркетинговых коммуникаций, именно на них призваны оказывать воздействия информационные послания и сообщения.
Центральную роль в МК играет, конечно же, информация, т.е. то, что компания стремится донести до представителей целевой аудитории. Она может принимать различные формы и виды. Так или иначе, в процессе маркетинговых коммуникаций информация подлежит сначала кодированию, а затем – декодированию. Под кодированием информации понимается ее представление в формате, соответствующем выбранному виду и инструменту (это может быть рекламные текст, видеоролик, статья в прессе и пр.). После своего получения адресатами информация подлежит декодированию, прямым воплощением которого выступает обратная связь со стороны целевой аудитории.
Определяющую роль в маркетинговых коммуникациях играет выбор соответствующих их каналов, т.е. способов и инструментов донесения информации до целевой аудитории.
Как показывает практика, маркетинговые коммуникации могут преследовать различные цели, однако, в конечном счете, они, так или иначе, направлены на то, чтобы сделать предложение компании привлекательным для потребителей (как реально существующих, так и потенциальных). Реализуются маркетинговые коммуникации в рамках общей коммуникационной стратегии бизнеса, которая должна разрабатываться отдельно для каждой товарной категории, каждого бизнес-направления и бренда.
Базовый комплекс маркетинговых коммуникаций товаров для домашних животных
Продвижение товаров для домашних животных, безусловно, имеет свои особенности. Однако базовый комплекс маркетинговых коммуникаций, используемый подобного рода компаниями, остается неизменным и включает в себя четыре базовых компонента. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые составляющие комплекса маркетинговых коммуникаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из четырех компонентов, представленных на рисунке 1, имеет свою специфику. Более того, каждому из них присущи свои специфические приемы коммуникации. Рассмотрим их более подробно.
Под рекламой в общем смысле принято понимать распространяемую в неличной форме посредством любых средств на коммерческой основе информацию, предназначенную для неопределенного круга лиц и призванную сформировать или поддержать у этих лиц интерес к рекламируемому объекту.
Реклама и деятельность, связанная с ее производством и размещением, регулируется законом. Не все продукты можно рекламировать. Так, например, в России действует запрет на рекламу оружия, наркотиков, табачных изделий. В то же время, реклама должна отвечать определенным требованиям, не порочить честь конкурентов и не призывать к насилию или жестокости.
В системе маркетинга реклама является одним из наиболее эффективных, но, в то же самое время, и дорогих средств маркетинговых коммуникаций, используемых в сфере реализации товаров для домашних животных. Она может принимать различные формы и виды, а также выполнять целый ряд функций экономического, этетического, социального и иного порядка.
Еще одним компонентом комплекса маркетинговых коммуникаций, активно используемым в сфере реализации товаров для домашних животных, выступает стимулирование сбыта. В общем смысле под ним принято понимать систему мер побудительного характера, ориентированных на краткосрочную перспективу и реализуемых с целью поощрения покупки или продажи товара.
В системе маркетинга выделяют следующие типы стимулирования сбыта:
- стимулирование непосредственно самих потребителей;
- стимулирование торгового персонала фирмы;
- стимулирование рыночных посредников.
Каждый из них имеет свои особенности. Определяющую роль в продвижении товаров для домашних животных играет стимулирование потребителей. Основным инструментарием здесь выступают скидки, бонусы, акции и розыгрыши.
Довольно часто в сфере реализации товаров для домашних животных можно встретить использование личных продаж (особенно в сфере стационарной розничной торговли). В их основе лежит устное представление продукта, предназначенного для домашнего питомца и ухода за ним, одному или нескольким покупателям.
Наконец, в состав комплекса маркетинговых коммуникаций входит и пропаганда, однако данный инструмент в меньшей степени используется в сфере реализации товаров для домашних животных. Ее основу составляют планируемые положительные усилия компании, ориентированные на создание и поддержание взаимопонимания и доброжелательных отношений между компанией и общественностью. Под общественностью в данном случае понимаются различные группы заинтересованных в деятельности организации лиц (в первую очередь – потребители).
Специфика рекламы товаров для домашних животных
Основополагающая роль в маркетинговых коммуникациях товаров для домашних животных отводится рекламе. При этом речь идет как о рекламе определенных торговых марок, так и о рекламе самих компаний, специализирующихся на сбыте и реализации подобного рода продукции.
Реклама товаров для домашних животных чаще всего принимает следующие разновидности:
- печатная реклама;
- наружная реклама;
- реклама по радио и ТВ;
- интернет-реклама.
Последняя набирает все большую популярность. Опираясь на поисковые запросы пользователей контекстная реклама предлагает владельцам домашних животных рекламу продукции для их любимцев. Помимо прочего в качестве рекламных платформ используются сайты, группы в социальных сетях и пр.
При оформлении розничных торговых точек особое внимание уделяется наружной рекламе (оформление фасада, входной группы и витрин, установка вывески и пр.). Отдельного внимания заслуживают такие формы рекламы, как баннеры и штендеры.
Как показывает практика, для зоомагазинов не работает или работает плохо реклама на транспорте и в СМИ, а также билборды.