Базовые классификации товаров в маркетинге и его
Товар в маркетинге – это набор изделий и услуг, которые компания предлагает или может предложить в обозримом будущем целевому рынку.
В маркетинге все товары в зависимости от материальной осязаемости и степени присущей им долговечности принято разделять на три вида:
- товары кратковременного пользования;
- товары длительного пользования;
- услуги.
Каждая из обозначенных выше разновидностей имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.
Под товарами кратковременного пользования принято понимать те материальные изделия, которые потребляются на один либо несколько использований. В качестве примера подобного рода товаров могут выступать шампунь для волос, мыло, сахар, соль, сок и пр.
К товарам, имеющим длительный срок использования, принято относить материальные изделия, которые предназначены для многократного использования. Это может быть бытовая техника, одежа, автомобиль и т.п.
Услуги представляют собой некие объекты кули-продажи, представленные в форме выгод, действий или удовлетворений. В качестве примера можно привести маникюр, стрижку в парикмахерской, поездку в такси или ремонтные работы.
Классификация товаров широкого потребления
Товары широкого потребления подлежат реализации на потребительском рынке в В2С сегменте. Сегодня потребители приобретают огромное множество самых разнообразных товаров широкого потребления. Одним из наиболее удобных способов их классификации выступает разбиение товаров на однородные группы по признаку покупательских привычек потребителей. В соответствии с этим критерием можно выделить четыре основных вида товаров (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные разновидности товаров широкого потребления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под товарами повседневного спроса понимаются те товары, которые потребители покупают часто, без особых раздумий на выбор и при этом затрачивают минимальные усилия на их сравнение между собой. К подобного рода товарам могут быть отнесены газеты, мыло, табачные изделия и пр.
Товары повседневного спроса подразделяются на три категории:
- основные товары;
- товары импульсивной покупки;
- товары, предназначенные для экстренных случаев.
Основные товары приобретаются в качестве постоянных покупок, без раздумий (например, зубная паста «Колгейт»). К товарам импульсивной покупки относятся товары, которые покупатели приобретают спонтанно, без какого-либо предварительного поиска и планирования. Как правило, они продаются во многих местах, а это значит, что потребители никогда не ищут их специально. Так, например, шоколадные батончики обычно выкладывают рядом с кассой, поскольку покупатели, прогуливаясь по магазину, могут и не подумать об их приобретении. Товары, которые предназначены для экстренных случаев, как правило, приобретаются в период острой нужды в них (это может быть зонт в период ливней или лекарства от простуды в период ОРВИ).
К товарам предварительного выбора относят продукты, которые потребители в ходе их выбора и приобретения зачастую сравнивают между собой. В качестве базы сравнения, как правило, используются такие показатели, как: качество, пригодность, цена и внешнее оформление. В качестве примера подобного рода продуктов моно привести одежду, мебель, электробытовую технику, подержанные авто.
Товары предварительного выбора подразделяются на два типа – схожие и несхожие. Схожие товары рассматриваются покупателями как продукты, имеющие одинаковое качество, но отличные по цене в той мере, чтобы оправдать их сравнение при покупке. Продавцу приходится «обосновывать» цену товара. Несхожие товары имеют больше различий. При покупке одежды, мебели и иных более несхожих между собой товаров их свойства зачастую оказываются для потребителей важнее, чем цена.
К товарам особого спроса относятся продукты, имеющие уникальные характеристики и/или отдельные марочные названия. Ради их приобретения многие покупатели готовы затрачивать дополнительные усилия. В то же время для их сбыта приходится затрачивать значительные маркетинговые усилия. В качестве примеров данной разновидности товаров можно привести мужские костюмы, фотооборудование, автомобили, конкретные типы модных товаров и марок. Так, например, товаром особого спроса является автомобиль марки «Mercedes-Benz».
Классификация товаров промышленного назначения
Товары промышленного назначения также подлежат особой классификации. В ее основе лежит мера участия товара в производственном процессе и его относительная ценность. Условно все товары промышленного назначения подразделяются на три категории (рисунок 1).
Рисунок 2. Основные разновидности товаров промышленного назначения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К материалам и деталям относятся товары, которые полностью, без остатка используются в изделии производителя. Условно они подразделяются на две группы – сырье и полуфабрикаты. В состав сырья входят природные продукты и сельскохозяйственная продукция. К полуфабрикатам и деталям относятся материальные компоненты и/или комплектующие изделия.
Под капитальным имуществом понимаются товары, которые присутствуют в готовом изделии лишь частично. Условно они подразделяются на две группы – стационарные сооружения и вспомогательное оборудование. К стационарным сооружениям относятся строения и стационарное оборудование. В состав вспомогательного оборудования включаются движимое заводское оборудование и конторское оборудование.
Под вспомогательными материалами и услугами понимаются те объекты, которые вообще не присутствуют в готовых изделиях.
Вспомогательные материалы структурно подразделяются на два вида – рабочие материалы и материалы, предназначенные для технического обслуживания и ремонта. По сути для рынка товаров промышленного назначения они являются аналогом товаров повседневного спроса для рынка потребительских товаров.
Деловые услуги также подлежат определенной классификации. В частности, они подразделяются на услуги консультативного порядка и услуги по техническому обслуживанию и ремонту.