Шесть базовых свойств внимания
Внимание – это особого рода психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности, определяемые ее сосредоточенностью на относительно узком участке внутренней или внешней действительности, которая на определенный момент времени становится осознаваемой и концентрирует на себе физические и психические силы человека.
Свойства внимания – это базовые инструменты понимания психических и поведенческих факторов, определяющих процесс и способность получения и восприятия человеком различной информации.
В сфере рекламы и маркетинга специалисты выделяют шесть базовых характеристик, определяющих его свойства. В общем виде они отображены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные свойства внимания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свойства внимания и их понимание важны с точки зрения рекламного маркетинга, поскольку именно привлечение внимание потенциального потребителя выступает одной из важнейших и первоочередных задач рекламы. Внимание же, в свою очередь, выполняет ряд важнейших функций, основными из которых считаются:
- отбор поступающей информации согласно актуальным потребностям индивида;
- обеспечение длительной и избирательной сосредоточенности психической активности на объекте рекламы и ее содержании;
- активизация нужных и торможение ненужных с данный момент психических процессов.
Непосредственно внимание сопровождает восприятие представителями целевой аудитории рекламной информации и ее последующую переработку. При этом внимание выступает в качестве своеобразного фильтра, позволяющего отсеивать ненужные сообщения.
Каждое из свойств внимания, представленных на рисунке 1, обладает своими специфическими характеристиками и особенностями. Рассмотрим их сущность более подробно.
Избирательность и концентрация как свойства внимания
Под избирательностью внимания понимается его способность к отбору значимых для индивида стимулов и игнорирования их второстепенной части.
На сегодняшний день реальность такова, что на человека одновременно обрушивается множественный поток информации разнородного плана и характера. Во всей этой массе аудиовизуальных сигналов человеку приходится отбирать и концентрировать внимание на том, что соответствует его потребностям и нуждам от того, что им не соответствует. Непосредственно в сфере рекламной деятельности избирательность внимания позволяет не допустить перегрузки психики от потока информации.
Избирательность внимания неразрывно связана с таким его свойством, как концентрация.
Концентрация внимания предполагает наличие фокуса, в котором собирается вся сознательная или психическая деятельность. Таким образом, данное свойство может быть опосредовано интенсивностью или степенью сосредоточенности внимания на объекте рекламы. По большому счету, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге головного при условии торможения прочих его зон.
Сосредоточенность внимания прямо противоположна рассеянности. Свое проявление она находит в различиях и степени концентрированности внимания на одних объекта и его отвлечении от других объектов.
Объем, распределение и переключение внимания
Объем внимания определяется тем количеством информации (впечатлений), которое одновременно способно сохраняться в сознании (сфере повышенного внимания) человека и с полной отчетливостью и ясностью восприниматься в одном акте внимания.
Объем внимания является изменчивой переменной, его величина определяется степенью связанности содержания, на котором концентрируется внимание человека, и умением человека осмысленно связывать и структурировать информационный материал. Среднестатистической численной характеристикой объема внимания выступает 5-7 единиц информации, одновременно воспринимаемых человеком.
Под распределением внимания понимается способность его рассредоточения на значительном пространстве, при условии параллельного выполнения нескольких видов деятельности. Так, например, человек, прогуливающийся по торговому центру может в одно и то же время вести диалог с другим человеком, слушать музыку, читать информацию, представленную на рекламных стендах и т.д.
Свойства распределения внимания тесно связано со свойством его интенсивности. Чем большее число объектов одновременно попадает в поле зрения индивида (то есть захватывает его внимание), тем меньше внимания приходится на каждый из них и наоборот.
Всякое внимание обладает свойством переключаемости. В общем смысле под ним принято понимать осмысленное и сознательное перемещение (перевод) внимания с одного вида деятельности на другой. Свойство переключаемости внимания указывает на его гибкость, а также характеризует способность человека быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Его отражением выступает скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Сам перевод внимания при этом может быть двух видов:
- произвольный;
- непроизвольный.
Считается, что переключаемость внимания при желании поддается тренировке. Это означает, что ее можно развить.
Устойчивость внимания
Одним из наиболее важных с точки зрения маркетинга свойств внимания выступает его устойчивость. В общем смысле под ней принято понимать способность человека на протяжении длительного периода времени сохранять (удерживать) состояние внимания на каком-либо объекте или предмете деятельности, не отвлекаясь при этом на посторонние объекты и не ослабляя внимания.
Устойчивость внимания определяется множеством факторов и условий как внешнего, так и внутреннего порядка. Основными из них считаются степень интереса индивида к воспринимаемому им материалу, его особенности, форма подачи, уровень доступности или трудности восприятия, а также индивидуальные особенности личности.
Устойчивость внимания имеет огромное значение для бизнеса, поскольку именно от этой характеристики и зависит возможность воздействия рекламы на потребителя. Как известно на первых 5-7 секундах реклама лишь привлекает к себе внимание, ее дальнейшей задачей выступает удержание этого самого внимания.