Мотивы выхода компании на внешний рынок должны рассматриваться на нескольких уровнях:
- Глобальном;
- Национальном;
- Организационном.
Глобальный уровень
На глобальном уровне выход компании на внешний рынок объясняется современными тенденциями международных экономических отношений.
Ключевой современной тенденцией в современной мировой экономике является глобализация.
Глобализация – процесс постепенной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Процесс глобализации по-разному оценивается специалистами в области экономики и учеными, но его развитие признано, и именно оно обеспечивает условия для формирования устойчивых внешнеэкономических связей.
Национальный уровень
На национальном уровне выход компании на внешний рынок объясняется местом страны в международном разделении труда.
Выход компании на мировую арену во многом зависит от участия страны происхождения организации в международной экономической деятельности. Для Российской Федерации характер этого участия обусловлен рядом факторов:
- Переход от плановой к рыночной экономике, последствием и необходимым условием которого является либерализация всех сторон экономики, включая внешнюю торговлю;
- Распад СССР, который привел к пересмотру традиционных связей с другими странами, превратив часть внутренних связей во внешние.
Россия имеет положительное сальдо внешнеторгового баланса – объем экспорта превышает объем импорта. С 1992 года стоимостный объем экспорта неуклонно растет, при этом объем импорта постоянно испытывает разнонаправленные колебания.
Организационный уровень
На организационном уровне выход компании на внешний рынок объясняется характеристиками и спецификой ее деятельности, а также организационными целями и стратегией развития.
С учетом глобальных и национальных условий каждая компания принимает индивидуальное решение о выходе на международный уровень деятельности. Мотивы выхода на внешний рынок для компании могут заключаться в следующем:
- Существование определенных тенденций на внутреннем рынке – перенасыщение рынка, рост конкуренции, государственная политика в различных областях;
- Рост компании и расширение сферы ее деятельности;
- Имиджевые соображения;
- Стремление преодолеть зависимость от колебаний спроса на внутреннем рынке, снизить специфические рыночные риски и обеспечить возможность для маневрирования;
- Стремление получить доступ к технологическим, интеллектуальным и производственным ресурсам;
- Возможность участия в программах содействия международной торговле;
- Желание восстановить прерванные ранее связи;
- Необходимость освобождения ресурсов, используемых на внутреннем рынке, для решения более масштабных и глобальных задач.
Выход на международную арену для компании обычно является способом решения некоторых организационных задач, таких как, например:
- Занятие и укрепление стратегических позиций на важных зарубежных рынках, которые обладают существенным потенциалом;
- Использование лучших условий производства продукции за счет международного разделения труда;
- Внедрение на рынки продукции, защищенные протекционистской политикой государств;
- Получение опыта, позволяющего компании передвигаться между различными рынками;
- Использование экономии на масштабах.
Для выхода на международные рынки компании необходимо обладать не только соответствующими финансовыми и производственными ресурсами, но и концепцией продукта, которая позволяет обеспечить удовлетворение потребителей за рубежом. Компании необходимо обеспечивать надлежащее качество продаваемого продукта, поддерживать цены на приемлемом для потребителей уровне и организовать предпродажную подготовку и послепродажное обслуживание продукта. Компания, планирующая выход на международный рынок, должна также обладать умением учитывать общественное мнение и налаживать взаимоотношение с государственными и общественными институтами.