Понятие маркетинговой стратегии проекта
Проблема разработки маркетинговых стратегий является актуальной. В частности, осуществления маркетинговой стратегии внедряемого проекта.
Под стратегией проекта понимается способ достижения целей и показателей текущего проекта. Стратегия разбивает проект на конкретные этапы, которые в свою очередь делят проект на ограниченные временные периоды.
К проекту проявляются особые требования, которые основаны на потребностях заказчика. Они формируются исходя из возможностей развития компании и задач по избеганию потенциальных угроз.
Итоговая цель проекта для заказчика и всех заинтересованных сторон – это получение выгоды.
Маркетинговая стратегия проекта – это комплекс из целей и методов их достижения, которые направляют деятельность по маркетингу проекта в сторону достижения максимального результата.
Главная цель реализации проекта – это предоставление информации о товаре целевой аудитории. Это осуществляется благодаря использованию маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и связи с общественностью).
Эффективная маркетинговая стратегия проекта дает следующие результаты:
- расширение рыночной доли компании;
- укрепление позиций на рынке;
- повышение количества лояльной клиентуры;
- рост продаж;
- расширение географии сбыта, выход на новые рынки сбыта;
- выпуск новых успешных товаров и услуг.
Маркетинговая стратегия проекта может включать количественные и качественные показатели, позволяющие оценивать ход реализации проекта. Стратегия обязана быть комплексной и охватываться все стороны исполнения проекта (программы). В ходе создания маркетинговая стратегия проекта может пересматриваться и корректироваться. По завершению осуществляется оценка эффективности, а именно достижение поставленных целей проекта.
Виды проектных стратегий
Маркетинговые стратегии проекта классифицируют по следующим параметрам:
- по масштабам рынка;
- по связи «продукт-рынок»;
- по перспективам развития рынка.
Рисунок 1. Виды маркетинговых стратегий проекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно масштабам рынка проекта, выделяют следующие виды стратегий:
- стратегия лидерства по издержкам;
- стратегия дифференциации;
- стратегия концентрации усилий.
Первая стратегия предполагает завоевание рынка благодаря установлению цен ниже, чем у конкурентов. Это достигается путем снижения производственных затрат и издержек обращения. Главная задача данной стратегии является уменьшение себестоимости продукции.
Для реализации стратегии лидерства по издержкам компании необходимо иметь достаточно финансовых ресурсов, систему сбыта, которая обесчещивает низкие затраты. Такие предприятия производят товары, на выпуск которых не тратится слишком много человеческого труда.
Вторая стратегия дифференциации ориентирована на производство уникальных товаров и услуг. Стоимость такой продукции или услуг устанавливается на среднем или высоком уровне. Главная цель данной стратегии – создать лояльного потребителя к бренду и снизить его чувствительность к изменению цены.
Такая стратегия реализуется, если компания имеет:
- существенный маркетинговый потенциал;
- развитую сферу НИОКР;
- наличие потребителей, готовых приобретать товары/услуги;
- высокая культура производства.
Третью стратегию еще называют стратегией ниши. Это означает концентрация внимания на ограниченном сегменте потребителей, узкому ассортименту продукции и пр. На товары устанавливаются высокие цены, а выпуск такой продукции ограничен.
Маркетинговые стратегии «товар-рынок»
Если компания выпускает новый или старый товар на существующий или новый рынок сбыта, то выделяют четыре маркетинговые стратегии проекта:
- проникновение на рынок;
- развитие рынка;
- разработка продукта;
- диверсификация.
Первая стратегия предполагает выход на старый рынок со старым товаром. Она эффективна, если масштабы рынка увеличиваются или он еще не перенасыщен данной продукцией. Главное условие – активное продвижение и установка доступных цен.
При внедрении старого товара на новый рынок используется стратегия развития рынка. Она целесообразна в следующих случаях:
- местная компания расширяет территорию своей деятельности;
- появление новых сегментов из-за изменения поведенческих, демографических и социальных характеристик потребителей;
- известная продукция получает новые сферы использования.
Компании должны побуждать клиентов использовать товары по-новому, выходить на рынки с еще неудовлетворенным спросом, применять новые формы сбыта, активизировать систему маркетинговых коммуникаций.
Выход компании на старый рынок с новым товаром – это стратегия развития продукта. Такая стратегия эффективна, если организация владеет несколькими торговыми марки, которые пользуются популярностью у потребителей.
Согласно этой стратегии, компания создает новые или усовершенствованные продукты для старых рынков. Акцент делается на улучшении качества, добавлении новшеств. Эти товары тесно связаны с основных продукций организации, поэтому она реализуется лояльным потребителям, которые доверяют компании.
Выход на новый рынок и новой продукции происходит в рамках реализации стратегии диверсификации. Для компании эти товары отличаются от основной производимой продукцией.
Маркетинговые стратегии по перспективам развития рынка
По перспективам развития рынка различают две стратегии: конкуренции и расширения рынка.
Стратегия конкуренции или вытеснения конкурентов имеет место, когда компания не рассчитает на рост общей емкости рынка.
Выделяют несколько конкурентных стратегий:
- использование агрессивных заниженных цен (демпинг);
- профильную стратегия (пристальное внимание уделяется качеству продукции, наличию торговой марки);
- стратегия имитации (извлечение выгоды и пользы из маркетинговой деятельности конкурирующих компаний).
Стратегия расширение рынка – это направление усилий компании на создание нового рынка или повышение емкости старого посредством комплекса маркетинговых действий и мероприятий
Главная цель такой стратегии – занять место лидера на начальном этапе формирования рынка. При этом планируется изменить поведенческие характеристики потребителей, привычки, обычаи и т. д.