Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Процесс маркетинговой деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая деятельность / Процесс маркетинговой деятельности

Общее понятие и состав маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта

Маркетинг является одной из важнейших составляющих любого бизнеса, а его эффективная организация служит залогом успешного развития компании в долгосрочной перспективе. В общем смысле под маркетингом (согласно Ф. Котлеру) следует понимать особый вид деятельности, который нацелен на обеспечение удовлетворения нужд и потребностей на основе обмена, осуществляемого в условиях рынка. Свое практическое воплощение маркетинг находит в маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.

Замечание 1

Согласно наиболее общепринятому подходу к определению термина «маркетинговая деятельность» под ней следует понимать целенаправленно организованную деятельность хозяйствующего субъекта (организации, предприятия, фирмы или иного учреждения) по решению стоящих перед ним маркетинговых задач.

Традиционно к основным задачам маркетинга принято относить:

  • определение нужд и потребностей участников рынка;
  • обеспечение превращения потребностей рынка в конкретную продукцию (товары, услуги);
  • определения отпускных цен на продукцию;
  • обеспечение доставки товара;
  • организация информирования покупателя.

Основной же задачей маркетинга, а, следовательно, и маркетинговой деятельности выступает обеспечение сбыта и реализации продукции, в основе успеха которых лежит эффективное удовлетворение рыночных потребностей посредством обмена.

Основные направления маркетинговой деятельности (ее базовые элементы) представлены на рисунке 1.

Базовые элементы маркетинговой деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые элементы маркетинговой деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый из них играет свою роль в достижении целей и решении задач, стоящих перед бизнесом (прежде всего, в сфере маркетинга). Более того, все они служат основой для организации маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотри ее технологию более подробно.

Технология организации процесса маркетинговой деятельности

Сам по себе процесс маркетинговой деятельности представляет собой ни что иное, как процесс, совокупность методов, инструментов и механизмов реализации маркетинговой деятельности. В основе его организации лежит необходимость последовательного прохождения ряда этапов, начиная от анализа рынка и маркетинговой среды в целом, и заканчивая разработкой комплекса маркетинга и его вспомогательных систем.

На первоначальном этапе организации процесса маркетинговой деятельности обеспечивается информационно-аналитическое изучение внутриорганизационного потенциала маркетинга предприятия и его внешней среды. Также анализу и оценке подвергаются рынок в целом и отдельные его игроки в частности. Полученная информация впоследствии служит основой для принятия управленческих решений. На ее основе вырабатываются конкретные рекомендации по определению перспектив развития маркетинговой деятельности фирмы.

На втором этапе осуществляется выбор наиболее перспективного целевого рынка для быта и реализации продукции. Считается, что это позволяет избежать распыления маркетинговых усилий и сосредоточится на первоочередном удовлетворении потребностей целевой аудитории, обслуживание которой наиболее выгодно для бизнеса.

Третий этап связан непосредственно с разработкой так называемого маркетинг-микса, то есть комплекса маркетинга, включающего в себя все множество средств и способов оказания воздействия на целевых потребителей в целях вызова с их стороны желаемой ответной реакции. Подобная реакция может принимать различные формы, начина от повышения заинтересованности потенциальных потребителей в продукции фирмы вплоть до ее реального потребления.

Наиболее широкое распространение на практике получила четырехфакторная модель комплекса маркетинга, известная как концепция «4Р». Ее базовыми элементами выступают:

  • продукт;
  • цена;
  • система сбыта;
  • система маркетинговых коммуникаций (стимулирование продаж).

В рамках каждого из представленных направлений фирма обеспечивает разработку соответствующе политики, в рамках которых также определяются механизмы и инструменты ее практической реализации.

Наконец, завершающим этапом организации процесса маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта выступает разработка маркетинговых систем вспомогательного характера, пронизывающих все этапы маркетинговой деятельности. Как правило, к ним относятся такие системы, как система организации маркетинга, система маркетинговой информации и система маркетингового планирования.

Замечание 2

Последовательная реализация представленных выше этапов служит методологической основой организации процесса маркетинговой деятельности, который также неизбежно требует обеспечения своего контроля и оценки.

Контроль и анализ процесса маркетинговой деятельность и его результатов

В основе контроля за процессом реализации маркетинговой деятельности лежит осуществление мониторинга за ходом практического исполнения выбранных фирмой маркетинговых мероприятий, а также определение степени их соответствия разработанным стратегиям и тактикам маркетинга.

По итогам мониторинга формируется перечень показателей, характеризующих реализацию процесса маркетинговой деятельности. Их анализ на предмет соответствия рыночным целям и задачам бизнеса наряду с определением экономической эффективности реализованных мероприятий лежит в основе оценки процесса маркетинговой деятельности.

Замечание 3

Оценка процесса маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта производится на основе количественных и качественных методик.

Количественные методики предполагают необходимость оценки экономической эффективности маркетинга, основным критерием которой считается превышение полученных фирмой результатов над затратами, понесенными для их достижения.

В основе использования качественных методик лежит проведение маркетингового аудита с целью комплексного анализа внешней и внутренней среды маркетинга, а также тенденций, факторов и угроз, их определяющих.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис