Понятие о стимулирование сбыта и его роль в маркетинге
Стимулирование сбыта является одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций, который влияет на поведение потребителя, превращая его из потенциального в реального покупателя.
Стимулирование сбыта может носить жесткий характер. Это снижение цены, продажа дополнительного количества продукции (2 по цене1 и т.д.). Это применимо в краткосрочном периоде, так как требует больших вложений.
Сейчас распространены мягкие мероприятия по стимулированию сбыту: различные игры, розыгрыши, лотереи. Они не только привлекают покупателей, но и способствуют повышению имиджа товара и компании.
Комплекс из мягких и жестких методов стимулирования сбыта побуждает потребителей немедленно совершить покупку. А если стимулирование оправдывает все ожидания покупателей, то они не просто заинтересовываются, но и могут стать лояльными клиентами компании.
Стимулирование сбыта – это применение набора инструментов и средств усиления ответной реакции потребителей на различные мероприятия.
Если сравнивать с рекламой, стимулирование сбыта оказывает кратковременное воздействие на рынок, а именно на потребителей, посредников и продавцов. Мероприятия по стимулированию спроса не могут обеспечить устойчивый спрос на продукцию и привлечь новых покупателей для формирования долгосрочных партнерских отношений. Но эффект от мероприятий достигается намного быстрее, чем у других компонентов комплекса маркетинговых коммуникаций.
Стимулирование сбыта может преследовать различные цели, выбор которых зависит от того, на кого направлено воздействие:
- покупатель;
- дилер или дистрибьютор;
- продавец.
Основные цели стимулирования покупателей:
- повышение числа потребителей продукции компании;
- рост количества товаров, купленных одним и тем же покупателем.
Целью стимулирования продавца является превращение безразличного к товару продавца в энтузиаста.
Посредник – это звено между производителем и потребителем, стимулирование которого преследует следующие цели:
- сделать товар легко узнаваемым;
- повысить количество продукции, поступающей в торговые точки;
- повысить заинтересовать посредников в активном сбыте той или иной марки товара.
Факторы, влияющие на стимулирование сбыта
На стимулирование сбыта влияют следующие факторы:
- новизна;
- мгновенный выигрыш;
- условия участия;
- эффект отставания;
- уместность.
Самыми эффективными являются новые и необычные мероприятия по стимулированию сбыта, которые проводятся на постоянной основе. На многих рынках причиной совершения покупки является упаковка с дополнительным объемом и специальные цены. При этом ценность торговой марки снижается.
Чтобы привлечь покупателя к новой продукции иногда запускают акции с выигрышами. Это является определенным спусковым крючком, который может подтолкнуть потребителя к покупке. Но такой прием носит краткосрочный эффект или циклический характер, впоследствии покупатели привыкают и шансов увеличить объемы продаж снижаются к нулю.
Фактор моментального выигрыша позволяет повысить продажи. Покупателей привлекает возможность получить бесплатный приз, при этом мгновенно. Может возникнуть чувство азарта, и после покупки товара, снова пойти в магазин и купить следующий. Потребление продукции может увеличиваться не только за счет роста частоты покупок, но и в следствии ускоренного применения (употребления) товара.
Важным фактором эффективности являются условия участия в стимулирующем мероприятии. Если от потребителя требуется выполнить много действий, то вероятность того, чтобы он будет участвовать снижается. Необходимо максимально упрощать условия участия в различных промо-акциях.
В процессе реализации программы стимулирования сбыта не нужно путать уровень ответной реакции и уровень участия. Многие потребители, которые начинают собирать, например, определенное количество чеков для получения приза, или не успевают собрать требуемое количество или не успевают в отведенный срок. Это называется эффектом отставания.
Уровень данного эффекта зависит от количества доказательств произведенных покупок и скорости использования товара. Многие организаторы стимулирующих мероприятий используют эффект отставания в своих целях, усложняя условия участия или ограничивая количество упаковок товара, которые участвуют в акции.
Это позволяет рационально использовать бюджет маркетинга и увеличить размер предлагаемого вознаграждения. Но такие условия могут и отпугнуть покупателей, поэтому программу мероприятий необходимо тщательно продумать.
Стимулирующие мероприятия должны вызывать доверие у покупателей и оправдывать их ожидания. Эффект от акции будет больше, если потребителей привлекают еще и достоинства самой торговой марки. Вознаграждение или механизм мероприятия не должны быть направлены только на ожидания целевой аудитории. Они должны быть дополнением к позиционированию бренда на рынке.
Факторы окружающей среды, воздействующие на сбыт продукции
Значительное воздействие на сбыт продукции оказывает влияние внешней среды. Любая компания работает в рамках конкретной социально-экономической и политической ситуации, поэтому и ощущает воздействие экономических, социальных, политических и иных факторов, а также необходимость решения проблем в условиях неопределенности.
На эффективность сбыта влияют четыре независимые сферы:
- мировая экономика (условия торговли, сбытовые расходы, курсы валют и т. д.);
- национальная экономика (цикличные подъемы и спады, политика правительства и т. д);
- потребительский рынок;
- непосредственный рынок сбыта.
При разработке плана маркетинга, программы стимулирующих мероприятий необходимо принимать в расчет эффект давления со стороны этих четырёх сфер.
Кроме этого анализируют влияние и таких факторов, как:
- привычки потребителей;
- торговые традиции;
- контроль со стороны государства;
- технологические;
- правовые;
- культурные и др.