Закупочная логистика - это сфера хозяйственной деятельности предприятия, которая связана с управлением материальными и прочими сопутствующими потоками в процессе приобретения у организаций-поставщиков продукции производственного и потребительского назначения.
Общее представление о закупках и закупочной логистике
Логисты рассматривают деятельность предприятия через ее разделение на три основные сферы: снабжение, производство и сбыт. Это взаимосвязанные сферы, которые не могут существовать одна без другой.
В процессе воспроизводства и в движении материального потока сначала осуществляется снабжение. Предприятие покупает у сторонних организаций и предпринимателей материально-технические и прочие ресурсы, которые необходимы ему для организации и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Основной формой снабжения являются закупки.
Вокруг закупок образуется отдельное направление логистики - закупочная логистика. Она обеспечивает вход материального потока в логистическую систему предприятия.
Осуществлением закупок на предприятии занимается специально учрежденное структурное подразделение - служба (отдел) закупок. Персонал этого подразделения уполномочен на совершение всех действий в процессе закупки товаров, работ, услуг. Основными из них считаются следующие действия:
- выявление потребностей предприятия и оценка их размеров;
- анализ рынка закупок, изучение поставщиков и их предложений;
- выбор оптимального поставщика;
- ведение переговоров с поставщиком (в частности, согласование условий поставки и оплаты);
- заключение договора поставки (купли-продажи);
- непосредственное осуществление поставки (отправка, транспортировка и прием груза; контроль за соблюдением условий договора; отправка и прием оплаты и т. п.);
- обработка полученного груза (начало его эксплуатации или размещение на хранении в складском помещении) и реализация послепродажного обслуживания).
Затраты в закупочной логистике
Ведение закупочной деятельности неразрывно связано с возникновением у предприятия затрат. Приобретение необходимых товаров, работ и услуг означает, что их получение может быть возможным только в случае их соразмерного обмена на соответствующую сумму денежных средств.
Стоит отметить, что в некоторых случаях существует возможность отсроченной оплаты закупок (прежде всего, в форме кредитов). Кроме того, некоторые предприятия договариваются об осуществлении бартера, т.е. обмена собственной продукции, без использования денежных средств.
Затраты в закупочной логистике составляют одну из самых больших долей в общих издержках предприятия. Именно в результате закупок предприятие получает в распоряжение предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия). Реже осуществляется закупка средств труда - машин, станков, оборудования, инвентаря и т.п.
Многие хозяйствующие субъекты предпочитают управлять затратами в закупочной логистике, используя их следующую структуру:
- затраты на подготовку заказа: затраты на сбор и обработку ретроспективной информации о продажах, на определение размера заказа и частоты его размещения, на поиск поставщика (перевозчика), на ведение переговоров (согласование условий поставки) и принятие решений, на формирование заказа, а также представительские расходы;
- затраты на размещение заказа: затраты на передачу заказа поставщику и на мониторинг выполнения заказа;
- затраты на приемку заказа: затраты на оформление приходной документации и на ведение претензионно-исковой работы и др.;
- затраты на закупку товаров, работ, услуг: формируются из стоимости запаса в отпускных ценах поставщика и налогов, которые включаются в цену (ндс, акцизы);
- транспортно-заготовительные расходы: формируются из расходов по транспортировке, стоимости страхования груза в пути, таможенных пошлин и платежей, наценок посреднических организаций, командировочных расходов по заготовлению материалов, расходов по таре, стоимости недостач и утраты материалов в пути и пр.
Пути сокращения затрат в закупочной логистике
Затраты на закупки товаров, работ, услуг образуют значительную часть себестоимости продукции, которую изготавливает предприятие. Снижение себестоимости - это способ повышения конкурентоспособности предприятия на рынке. Поэтому оно прямо заинтересовано в снижении затрат на закупочную логистику.
Накопленный к настоящему моменту опыт предприятий в сфере закупочной логистике позволяет сформулировать несколько рекомендаций для снижения общей суммы затрат. Прежде всего, необходимо внимательно относится к выбору поставщиков ресурсов. Предприятию нужно направить свои усилия на определения того поставщика, который наилучшим образом отвечает пожеланиям как по уровню цен, так и по качеству продукции.
После выбора поставщика предприятию-заказчику важно координировать свою деятельность с его действиями. Иногда выгодным оказывается интеграция в некоторых сферах предпринимательства.
Рынок подвержен постоянным изменениям. Поэтому предприятию нельзя прекращать поиски более дешевых заменителей ресурсов, закупаемых в данный момент.
Характер закупочной деятельности во многом зависит от результатов функционирования системы складирования и хранения товарно-материальных запасов. Поэтому затраты в закупочной логистике могут быть снижены за счет принятия специальных мер в сфере работы складов. В частности, возможно создание систем регулирования запасов, организация проведения инвентаризации, обновление складского оборудования, уменьшение ненормативных складских запасов, создание единой номенклатуры для учета и поиска ресурсов на складах и др.
Таким образом, существует несколько путей снижения затрат в закупочной логистике, выбор которых обычно продиктован спецификой производственной и коммерческой деятельности конкретного предприятия.