Заготовительная (закупочная) логистика - это управление логистическими потоками в процессе обеспечения хозяйствующего субъекта материальными ресурсами.
Элементы логистической системы могут иметь различные цели и функциональную направленность. В зависимости от этого логистика состоит из нескольких функциональных областей.
Одной из таких функциональных областей является материально-техническое обеспечение предприятия. Если предприятие является производственной компанией, то материально-техническое обеспечение принимает форму заготовительной логистики. Если же предприятие является торговой компанией, то материально-техническое обеспечение принимает форму закупочной логистики.
Заготовительная логистика производственной компании
Заготовительная логистика представляет собой самостоятельное направление деятельности производственной компании, в процессе которой она получает в распоряжение достаточное количество необходимых материально-технических ресурсов. Материалы, сырье, комплектующие и иные изделия рассматриваются как заготовки, т.е. предметы производства, из которых в результате дальнейшей обработки будет получена деталь или неразъёмная сборочная единица.
Заготовительная логистика является важнейшей функцией организационной деятельности производственной компании. Она представлена различными типами приобретений материально-технических ресурсов (закупкой, арендой, выполнением по контракту). Приобретаются следующие группы ресурсов:
- сырье, которое необходимо для производства материальных и энергетических ресурсов;
- материалы, которые необходимы для основного и вспомогательного производства;
- полуфабрикаты, которые необходимы для дальнейшей обработки;
- комплектующие изделия, которые необходимы для изготовления конечного продукта.
Заготовительная логистика охватывает такой круг вопросов, как выбор поставщика, проведение с ним переговоров, согласование условий договора, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщика, транспортировку, складирование, прием и грузопереработку товаров, которые были получены от поставщиков. Она нацелена, в первую очередь, на улучшение потребительских свойств готовой продукции, на создание прочных конкурентных позиций производственной компании на рынке, на снижение затрат и увеличение доходов. Факторами заготовительной логистики производственной компании являются объемы, типы и специализация производства, материалоемкость изготавливаемой продукции и территориальное размещение производственной компании.
Важным элементом заготовительной логистики является определение потребности производственной компании в материально-технических ресурсах. Для этого нужно сначала выявить их внутрифирменных потребителей (т.е. конкретные цеха и подразделения).
Затем выполняется расчет потребности в материально-технических ресурсах. При этом устанавливаются потребности к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. На следующем этапе составляют плановые документы — графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или формируются номенклатурные группы.
Закупочная логистика торговой компании
Закупочная логистика торговой компании представляет собой деятельность по обеспечению продвижения готовой продукции от предприятия-изготовителю торговой компании, которая затем, выступая в роли посредника, будет распродавать ее более мелкими партиями или в розницу конечным потребителям.
Следовательно, основное отличие заготовительной логистики от закупочной логистики заключается в их объекте. Закупочная логистика направлена на получение предприятием тех объектов, которые предприятие не будет каким-либо образом обрабатывать.
Закупочная логистика торговой компании, прежде всего, решает задачу «что закупить». Данная задача может быть решена через принятие одного из двух альтернативных решений.
- Первое решение предполагает самостоятельное формирование торговой компанией товарного ассортимента. В этом случае она будет закупать товарные ресурсы непосредственно у предприятия-изготовителя.
- Второе решение предполагает закупку товарных ресурсов у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий. Таким образом, формируется широкий ассортимент, который поставляется потребителям в скомплектованном виде.
Транспортная компания должна учитывать, что закупка товарных ресурсов у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у предприятия-изготовителя. Причина этого кроется в возможности приобретения у посредника широкого ассортимента товаров относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.
Кроме того, предприятие-изготовитель товара территориально может располагаться на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы, которые будут иметь место в этом случае, могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника. Следовательно, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у предприятия-изготовителя. Однако это происходит не всегда и определяется индивидуальными условиями изготовления и торговли конкретных товаров в определенной местности.
Как показывает практика, коммерческие связи торговых компаний по закупкам предварительно заказываемых товаров по продолжительности функционирования чаще всего бывают годовыми. В рамках годовых коммерческих связей заранее определяют четкий порядок взаимоотношений между поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируется объем, ассортимент товаров, условия и сроки поставки и т. д.