Смешанные перевозки - это логистическая категория, которая обозначает разновидность транспортировки грузов с привлечением сразу нескольких видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного).
Сущность смешанных перевозок грузов
Когда между пунктом отправления грузов и пунктом их назначения отсутствует прямая связь, у предприятий в сфере логистики возникает необходимость в смешанных перевозках. Смешанными называют те перевозки грузов, для которых привлекаются транспортные средства разных видов. Как правило, используют такие виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный.
Выбор в пользу смешанных перевозок может быть сделан добровольно, если окажется, что подобная организация транспортировки грузов является более выгодной (экономной), чем грузоперевозки одним видом транспорта. В большинстве случаев современными предприятиями практикуются железнодорожно-автомобильные и железнодорожно-водные (морские или речные) грузоперевозки.
Широкое распространение этого вида перевозок обусловлено тем, что он обеспечивает доставку "от двери до двери". Обычно выделяют магистральные виды транспорта (например, железнодорожный или водный), на которую приходится большая часть транспортировки груза, и смежные виды транспорта, которые выполняют функцию подвоза грузов к магистральному транспорту.
Особенности смешанных перевозок грузов
Смешанные перевозки грузов отличаются, в первую очередь, заключением собственником груза договора о перевозке не с фактическими перевозчиками, а с посредником-экспедитором. Впоследствии именно он договаривается с фактическими перевозчиками (представителями разных видов транспорта) о перевозке груза. По условиям договора полная ответственность за транспортировку груза лежит на посреднике-экспедиторе. Он должен обеспечить работу комбинированного транспорта и компенсировать потенциальные повреждения, утраты, задержки, которые могут случиться в процессе доставки груза за весь период смешанной перевозки.
Обычно смешанные перевозки грузов характеризуются увеличением сроков доставки относительно сроков при использовании прямого сообщения. Причины увеличения сроков перевозки грузов могут заключаться в дополнительном выполнении следующих операций:
- По отправлению и прибытию груза;
- По передаче и приему груза на другой вид транспорта;
- По разработке схемы погрузки негабаритных грузов;
- По перевозке грузов с переправой через водные пути сообщения;
- При перестановке вагонов на колесные пары другой ширины колеи;
- По формированию состава, который следует в попутном направлении;
- По определению массы груза на вагонных весах железнодорожной станции, которая находится вблизи к станции отправления и др.
Последние годы смешанные перевозки продолжают оставаться главным способом транспортировки груза. Два или более видов транспорта привлекались для осуществления большинства грузовых перевозок. В частности, 35% всех грузов перевозится в результате взаимодействия железнодорожного транспорта с автомобильным. При этом 80% грузовых перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется так или иначе, но с привлечением промышленного транспорта. Свыше 90% перевозок на морском транспорте совершается при участии железнодорожного и речного транспорта. Внутренний водный транспорт только на 10-15% полностью обеспечивает перевозку грузов - в остальных 85-90% случаях участие принимают другие виды транспорта.
Стоит отметить, что в настоящее время большая часть фактически смешанных перевозок оформляется раздельными документами. В связи с этим по формальным признакам они не относятся к категории смешанных перевозок. В статистике ведется учет "прямых смешанных перевозок", которые оформляются одним перевозочным документом - накладной на весь путь следования. Т.е. для такого рода перевозок клиентам не надо переоформлять документы, благодаря чему происходит сокращение сроков хранения грузов в пунктах перевалки.
Специфика взаимодействия разных видов транспорта
Как уже было сказано, практикуются различные сочетания транспортных средств для транспортировки грузов.
Особой популярностью пользуются смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки. Обычно перевозочный процесс начинается на железнодорожном транспорте, а продолжается на автомобильном транспорте. Подобные перевозки носят массовый характер. Объем железнодорожно-автомобильных грузоперевозок в два раза превышает объем автомобиле-железнодорожных грузоперевозок.
Железнодорожно-автомобильные перевозки считаются эффективными, поскольку для них зачастую используются централизованные системы завоза и вывоза грузов. В этом случае создаются специальные организации и применяются специальные технологии, которые обеспечивают доставку грузов "от двери до двери" и по системе "точно в срок". Кроме того, перевозки проходят через процессы контейнеризации и пакетизации.
При невозможности доставки грузов в пункт назначения каким-то одним видом транспорта также применяют смешанные железнодорожно-водные перевозки. Необходимость в них также возникает в случае высокой загрузки железнодорожных или водных участков, из-за чего применение прямой перевозки оказывается невозможным.
Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку. Поэтому большая часть усилий логистических служб направлена на снижение этих затрат. Данная задача решается путем рациональной концентрации грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах.
Таким образом, при смешанном типе грузоперевозок осуществляется взаимодействие разных видов транспорта, что требует учета специфики каждого из них.