Поставщик - это осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое или юридическое лицо, которое заключило договор и, согласно ему, обязано поставить товары заказчику.
Базовые понятия о поставщике и его выборе
Поставщик является важным лицом для большого числа предприятий. Для того чтобы организовать процесс производства, предприятия должны удовлетворить нужду в регулярном поступлении материалов и сырья. В некоторых случаев требуется закупить объекты основных средств. В этих ситуациях предприятия выручают поставщики.
Поставщиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Оно, как правило, занимается предпринимательской деятельности. Его прибыль формируется за счет заключения договоров поставки. Согласно этому акту, поставщик берёт на себя обязанность по своевременной поставке заказчику необходимого товара надлежащего качества. Заказчик, в свою очередь, должен оплатить работу поставщика.
Рынок поставщиков является конкурентным и многообразным. Поэтому предприятиям необходимо тщательно подойти к решению вопроса выбора поставщика. От этого напрямую зависит себестоимость и качество производимой предприятием продукции, а также соблюдение им сроков исполнения обязательств по договорам, заключенным с другими контрагентами.
Первоначально перед выбором поставщика предприятию необходимо составить свою ассортиментную матрицу. Речь идет про перечень продукции, которую оно собирается производить. Исходя из этого определяют виды конкретных ресурсов, которые необходимы для организации производственного процесса.
Отсюда, кстати, определяется категория запрашиваемых товаров. Так, выделяют уникальные (высокотехнологичные), специальные и товары повседневного спроса. Для каждой из указанных категорий в большей степени присущи свои определенные способы поиска поставщиков и заключения с ними договоров на поставку.
Когда найдены подходящие поставщики, нужно выбрать из них лучших. Для этого уполномоченный менеджер предприятия должен связаться с каждым из потенциальных поставщиков и запросить у них интересующую информацию. Прежде всего, это уровень закупочных цен на необходимую продукцию, сроки поставки, гарантийные условий, условия оплаты. На основе этой информации выбираются те поставщики, сотрудничество с которыми оказывается выгоднее.
Особенно обстоят дела с поставщиками, которые территориально удалены от предприятия-заказчика. Совершение выбора между ними основывается на применение специальных методов, предложенных в логистике.
Методические основы выбора территориально удаленного поставщика
Удаленность от покупателей является одним из критериев, по которым предприятия анализируют потенциальных поставщиков. В этой связи одной из частных задач выбора поставщика является принятие решения о товарном ассортименте закупок у поставщика, который территориально удален от предприятия. Вслед за этим обычно проводится оценка дополнительных затрат, которые связаны с транспортировкой заказанных у таких поставщиков товаров.
В основе оценки целесообразности закупок у территориально удаленного поставщика лежит построение кривой выбора поставщика и ее последующее использование. Для того чтобы решить подобную задачу, предприятию предварительно необходимо выбрать единицу груза. Причем к тарифной стоимости его транспортировки предъявляется требование - быть одинаковой для всех товарных групп, которые рассматриваются в рамках задачи выбора.
Кривая выбора поставщика представляет собой график функциональной зависимости. Аргументом этой зависимости является закупочная стоимость одной единицы груза (зачастую берется его объем) в месте расположения территориально удаленного поставщика, а функцией – выраженное в процентах отношение дополнительных затрат на доставку этой единицы груза к предприятию-заказчику к ее закупочной стоимости у поставщика.
Имея построенную для нескольких значений закупочной стоимости груза кривую, а также сравнительную спецификацию цен на закупаемые товары у близко расположенного и удаленного поставщиков, предприятие может быстро принять решение относительно того, какой из товаров у какого из поставщиков следует закупать. Данный метод называется методом выбора на основе анализа полной стоимости.
Не стоит забывать, что территориально удаленный поставщик может быть выбран на основе расчета его рейтинга. В этом случае система оценки критериев базируется на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков. Следовательно, наилучшим из рассматриваемых вариантов будет тот поставщик, который будет иметь наименьшее значение рейтинга.
Оценка территориально удаленных поставщиков выполняется по нескольким ключевым показателям:
- Цена поставляемого товара (важность данного показателя, например, принимается за 10) - требуется рассчитать средневзвешенный темп роста цен;
- Качество поставляемого товара (важность - 6) - требуется рассчитать темп роста поставки товаров ненадлежащего качества;
- Надежность поставляемого товара (важность - 4) - требуется рассчитать темп роста среднего опоздания (т.е. числа дней опозданий, которые приходят на одну поставку).
Значения перечисленных показателей суммируются по каждому поставщику (с учетом данной оценки важности критерия). Следовательно, у какого поставщика значение рейтинга будет наименьшим, в пользу того и следует предприятию сделать выбор.
Таким образом, территориально удаленный поставщик может быть выбран предприятиям, с одной стороны, на основе анализа полной стоимости, с другой стороны, на основе расчета рейтинга поставщиков. Указанные методы в настоящее время находят широкое применение у предприятий-заказчиков. Использование того или иного по большей части зависит от сферы хозяйственной деятельности предприятия, текущих рыночных и прочих условий.