Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - это общественный комплекс, который обеспечивает пересадку пассажиров с одних видов средств транспорта общего пользования на другие.
Общие сведения о транспортно-пересадочном узле
Современный этап общественного развития, помимо прочего, характеризуется повышенной мобильностью населения, у которого увеличивается потребность в пространственном перемещении. Удовлетворением этой потребности, в первую очередь, занимается транспорт, т. е. сфера обслуживания, которая основывается на использовании технических средств, предназначенных для перевозки пассажиров, багажа и груза.
Обеспечить все возможные пассажиропотоки транспортом общего пользования без пересадок пассажиров практически невозможно. В связи с этим создаются такие объекты инфраструктуры, как транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Они представляют собой комплекс объектов недвижимого имущества, который расположен на некотором земельном участке и предназначен для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.
В настоящее время в мире реализуется несколько подходов к созданию и эксплуатации транспортно-пересадочных узлов. Часто проектировщики пытаются увеличить инвестиционную привлекательность транспортно-пересадочных узлов. Ради этого их встраивают в торгово-бытовые комплексы, что дает пассажирам возможность воспользоваться в месте пересадки услугами предприятий торговли, аптек, предприятий общепита, банков, почты, предприятий сферы бытового обслуживания. В то же время основной целью транспортно-пересадочных узлов остается минимизация времени пересадки, обеспечение условий повышенного комфорта.
Традиционно состав транспортно-пересадочного узла представлен следующими объектами:
- остановочные и конечные пункты (станции) транспорта общего пользования;
- билетные кассы и другие службы обслуживания пассажиров;
- административные помещения, используемые для управления транспортно-пересадочным узлом и информационного обеспечения пассажиров;
- пути перемещения пассажиров (коридоры, туннели, эскалаторы, лестницы и т. п.);
- зоны ожидания и публичные пространства с торговыми точками и предприятиями общественного питания;
- стоянки для личного транспорта, такси и велосипедов;
- перехватывающие парковки.
Выбор оптимального местоположения ТПУ
Местоположение транспортно-пересадочных узлов имеет большое значение как с точки зрения создания парковочного каркаса городов, так и в плане удовлетворения спроса на пассажирские перевозки, который постоянно растет, ввиду повышения мобильности населения и уровня автомобилизации. Это связано с тем, что транспортно-пересадочные узлы исполняют роль базисной основы формирования перспективной транспортной системы, которая объединяет как уличные, так и внеуличные виды пассажирского транспорта.
При выборе конкретного местоположения транспортно-пересадочного узла на определенной территории нужно идентифицировать объекты, которые являются точками «притяжения» людей к этой территории. В качестве таких точек, прежде всего, выступают объекты торговли - торговые центры, комплексы, павильоны, рынки и т. п. Также общественно значимыми объектами являются административные здания, образовательные организации, учреждения культуры и досуга и т. п.
В основе выбора должна лежать статистическая информация, которая подлежит сбору и обработке и несет в себе сведения о количестве пассажиров, основных путях их следования, времени прибытия и убытия и т. д. Для выполнения этой задачи с каждым годом все чаще используются специализированные информационные системы, которые способны на анализ больших данных и создание многовариантных моделей.
При выборе оптимального местоположения транспортно-пересадочного узла нужно учитывать, что он по сути является узловым элементом планировочной структуры поселения, городского округа. Следовательно, в данном случае должна решаться такая приоритетная задача, как сокращение затрат времени населением на передвижения в условиях обеспечения безопасности и высокого уровня комфорта движения пешеходов и транспортных средств.
Состав системы транспортно-пересадочных узлов в системе «город – пригород» определяется несколькими ключевыми параметрами:
- численность населения агломерации: города и пригородных районов;
- географическое расположение городской агломерации;
- положение агломерации города в системе расселения страны.
В зависимости от этих показателей находятся показатели пропускной способности (транспортных средств в час), количества посадок/высадок пассажиров, а это, в свою очередь, предопределяет размер площади земельного участка, который необходим под строительство транспортно-пересадочного узла. Необходимо иметь в виду, что многие города ограничены в наличии свободных земель, поэтому данный критерий может оказаться решающим.
В системе «город – пригород» большое значение имеет электрический рельсовый транспорт. Поэтому местоположение нового транспортно-пересадочного узла подобного типа зачастую предопределяется тем, в каких районах проложена железная дорога, по которой следует пассажирский транспорт.
Кроме того, люди, которые приезжают из пригородов, в самом городе могут направляться в различные районы. В этой связи применяются два подхода к созданию транспортно-пересадочного узла: либо он возводится на границе города, откуда будет отправляться внутригородской пассажирский транспорт в различные районы города, либо создается в центральном районе города на основе одного из действующих железнодорожных или автовокзалов, от которых уже налажено движение внутригородского транспорта.