Транспортно-технологическая схема - это таблица, которая содержит словесную, графическую и количественную информацию о доставляемом грузе, а также о совершаемых с ним действиях.
Сущность транспортно-технологической схемы доставки груза
Составной частью любого производственного процесса является технологический процесс, который заключается в совершении целенаправленных действий по изменению предмета труда, а в основе технологического процесса лежит определенная технология. В случае грузовых перевозок эта технология представляет собой совокупность приемов и способов выполнения процесса доставки груза потребителю.
В четкой организации процесса доставки груза важную роль играют разработка, выбор и обоснование транспортно-технологических схем. Они необходимы для тщательной проработки перевозочного процесса, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности использования подвижного состава.
Транспортно-технологическая схема представляет собой таблицу, столбцы и строки которой включают в себя буквенную, количественную и графическую информацию о грузе, подлежащем доставке. Кроме того, схема содержит сведения о действиях, которые совершают в связи с решением этой задачи. Транспортно-технологическая схема учитывает конкретные условия организуемой доставки груза, и потому - согласуется грузоотправителем и грузополучателем.
Необходимость разработки и внедрения транспортно-технологической схемы доставки груза обусловлена стремлением участников перевозочного процесса решить следующие задачи:
- упростить оперативное планирование и диспетчерское руководство доставкой груза;
- сократить время доставки грузов;
- согласовать совместное выполнение операций работниками различных предприятий;
- обеспечить непрерывность, поточность и параллельность выполнения операций.
Содержание транспортно-технологической схемы доставки груза
Транспортно-технологическая схема доставки груза, прежде всего, содержит в себе сведения о наименовании груза. Речь идет как об описательной форме, так и о коде по товарной номенклатуре экономической деятельности.
В схеме также указывается годовой грузопоток в количественном эквиваленте. В качестве единиц измерения могут выступать тысячи тонн, штуки или транспортные средства в кубометрах.
Указанию также подлежит величина транспортной партии. Это, например, может быть 1 транспортное средство, 1 контейнер, 1 паллет, 1 биг-бэг, 1 мешок и т.д.
Графическая информация о производимых действиях с грузом в процессе его доставки отражается в виде схематичного рисунка, в котором используются условные обозначения операций. Операции, отображаемые условными обозначениями, могут быть технологическими, транспортными, погрузочно-разгрузочными (загрузка и разгрузка, укладка, кантование и пр.), складскими (штабелирование, разбиение штабелей), контрольными, вспомогательными.
В транспортно-технологической схеме доставки груза приводят описание производимых механизированных и ручных операций. Это означает указание продолжительности выполнения операций, количество задействованных работников, используемое подъемно-транспортное оборудование, число операционных циклов на одно транспортное средство или контейнер.
Транспортно-технологическая схема состоит из двух ведомостей, которые составлены в виде таблиц и чертежа-схемы. В первой таблице дается общая характеристика процесса. Во второй таблице приводятся данные о количестве и способе выполнения операций, о количестве занятых в каждой операции человек.
Разработка транспортно-технологической схемы доставки грузов
Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным этапом при перевозке товара от потребителя к получателю. Эти действия необходимо осуществлять соответственно сложившимся к текущему моменту конкретным условиям перевозки и с учетом действующих нормативов перевозочной деятельности.
Начало и конец грузопотока обуславливают содержание работ, которые подлежат включению в транспортно-технологическую схему, их последовательность, сроки и способы выполнения. Прежде всего, различают механизированные и ручные способы выполнения работ. Механизированные способы более производительные, но в то же время более дорогие. Выбор между ними зависит от наличия/отсутствия материально-технических, трудовых, финансовых ресурсов, а также от необходимости соблюдения временных сроков.
В транспортно-технологическую схему могут быть внесены коррективы ввиду изменения количества привлеченных сотрудников предприятия, а также их профессионального уровня после прохождения курсов переподготовки и повышения квалификации. Факторы человеческого капитала сказываются на возможностях предприятия использовать и обслуживать более или менее совершенное оборудование, что предопределяет уровень производительности труда.
Другим не менее значимым аспектом выбора и обоснования транспортно-технологической схемы доставки грузов является определение вида транспорта и конкретного транспортного средства. Это определяется маршрутом и географической доступностью, требованиями и условиями хранения груза, степень надежности и стоимостью доставки, рядом других факторов.
После того, как будет выбран вид транспорта, анализируют рынок транспортных услуг, чтобы выбрать перевозчика. В данном случае нужно придерживаться определенной схемы выбора, в которой используют специально разработанные системы ранжированных показателей (таких как тарифы и время доставки, финансовая стабильность, квалификация персонала и др.).
Таким образом, выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов является важным элементом логистической деятельности многих современных предприятий и к нему нужно подходить заранее подготовленным.