Понятие и назначение запаса
Запас – это товарно-материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного или непроизводственного потребления в цепях поставок.
Целью создания запасов в цепях поставок является обеспечение непрерывности процессов производства и потребления. В том числе запасы выполняют следующие функции:
- сглаживание сезонных колебаний потребления и/или производства продукции;
- обеспечение бесперебойности производства или потребления в случае возникновения сбоев в логистических процессах: задержка поставки, утеря или товарно-материальных ценностей, брак в процессе производства, нарушение условий поставки и др.
- обеспечение непрерывности снабжения рынка товарам в случае непрогнозируемого роста продаж, вызванного рыночными факторами и изменением ожиданий потребителей;
- экономия на закупках в случае оптовых поставок (при осуществлении оптовых закупок поставщик может предоставлять скидку, в этом случае потребитель снижает издержки на закупку, но увеличивает запас);
- возможность снижения транспортных затрат (при транспортировке крупных партий грузов, стоимость перевозки единицы меньше, поэтому увеличивая запас потребитель может сэкономить на транспортировке);
- защита от повышения цен в будущем (в случае, если прогнозируется увеличение цен на закупаемые товары потребителю целесообразно создавать запасы продукции по текущим ценам).
Создание запасов связано с определенными издержками, связанными с формированием и хранением запаса.
Издержки формирования запаса связаны с вложением оборотных средств, которые «заморожены» в запасе до момента его реализации.
Издержки хранения связаны с содержанием и обслуживанием складских помещений.
При увеличении запаса растут издержки на его формирование и хранение. С другой стороны, недостаточный запас приводит к издержкам дефицита.
Издержки дефицита – это издержки, связанные с отсутствием запаса на определённой стадии в цепи поставок.
Издержки дефицита включают:
- издержки потери сбыта (упущенная выгода – клиент обращается в другую организацию);
- издержки нереализованных заказов производства (потери простоя оборудования и рабочих, потери времени на производство продукции при ожидании поступления запаса).
Таким образом, цель управления запасами в цепях поставок – создание оптимального размера запаса, который позволяет минимизировать общие издержки на формирование и хранение запаса и издержки дефицита.
Виды запасов в цепях поставок
Классифицировать запасы в цепях поставок можно по разным признакам.
В зависимости от стадии цепи поставок:
- запасы на стадии снабжения (сырье и материалы, ожидающие вступления в процесс производства),
- запасы на стадии производства (незавершенное производство, то есть детали и полуфабрикаты, которые на определенный момент времени прошли только часть стадий производственного процесса),
- запасы на стадии распределения (готовая продукция, ожидающая вступления в процесс потребления, в том числе запасы готовой продукции на складах производства, в распределительных складах, на складах оптовых и розничных торговых предприятий)
В зависимости от цели создания запасов:
- текущие запасы (обеспечивают непрерывность процессов производства и потребления в обычных условиях функционирования предприятия),
- сезонные запасы (создаются при сезонном характере производства, продаж или транспортировки),
- подготовительные запасы (создаются при необходимости их подготовки к передаче потребителю или в случаях дополнительной подготовки перед отгрузкой в производство),
- страховые, резервные или гарантийный запасы (создаются с целью страхования от непредвиденных обстоятельств – повышение спроса, сбои в поставках).
С целью регулирования уровня запасов выделяют следующие их количественные уровни:
- максимально желательный запас – уровень запаса, который экономически целесообразен в данном звене цепи поставок, превышение запаса над максимально желательным уровнем свидетельствует о затаривании возникновении дополнительных издержек; максимально желательный уровень служит ориентиром при определении размера заказа;
- пороговый уровень запаса (точка заказа или точка ROP от англ. ReOrder Point) – уровень запаса, при достижении которого предприятию следует сделать очередной заказ на поставку запаса; величина порогового запаса определяется исходя из объемов потребления и срока выполнения заказа;
- гарантийный запас - уровень запаса, который обеспечивает бесперебойность процесса (защиту от дефицита) в случаях сбоев в поставках; величина гарантийного запаса определяется исходя из величины рисков возникновения сбоя.
Системы управления запасами в цепях поставок
Существует две классические системы управления запасами в зависимости от того, какой параметр системы оптимизируется (срок заказа или размер заказа):
- система с фиксированным размером заказа;
- система с фиксированным интервалом времени между заказами.
Система с фиксированным размером заказа предполагает, что запасы в звено цепи поставок поступают равными партиями. При этом срок осуществления очередного заказа не фиксирован, он определяется достижением запаса порогового уровня. Оптимальный размер заказа в этой системе может быть рассчитан по формуле Уилсона, которая позволяет найти такой заказ, который минимизирует общие издержки на формирование и содержание запаса.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами предполагает, что заказ на пополнение запаса в звене цепи поставок осуществляется через равные интервалы времени (например, раз в неделю, раз в месяц). При этом размер заказа не фиксируется, а рассчитывается на дату осуществления заказа исходя из остатков запаса на эту дату.
Существует также множество модификаций классических систем управления запасами, которые учитывают такие дополнительные параметры процесса как издержки дефицита, ритмичность и равномерность потребления запаса, сроки отпуска товаров в производство и др.