Закупки - это приобретение хозяйствующим субъектом на коммерческих основах товаров, работ, услуг, информации, необходимых для удовлетворения его собственных нужд и спроса потребителей.
Закупки предприятия как объект управления
Ведение бизнеса сопровождается осуществлением большого числа процессов. Одним важных процессов является закупка товаров, работ, услуг, информации (одним словом - продукции). Закупки предприятия представляют собой приобретением им продукции в целях удовлетворения как своих нужд (т.е. для внутреннего потребления), так и запросов потребителей (т.е. для производства). Считается, что процесс закупки обеспечивает эффективное функционирование действующих сегодня предприятий, оказывает существенное влияние на их конкурентоспособность, эффективность и устойчивость.
Закупочная деятельность является одной из самых ответственных функций предприятия, поскольку по ее результатам формируется себестоимость продукции. А она является отправной точкой для установления рыночной цены, что напрямую влияет на уровень конкурентоспособности предприятия на рынке и размер извлекаемой им прибыли. Следовательно, предприятия нуждаются в качественной организации закупок, что способствует снижению вероятности коммерческого риска.
Закупка сырья и материалов (так называемых, товаров производственного назначения) обычно осуществляется в следующей принятой в предпринимательской среде последовательности:
- Выявление, осознание, определение, анализ и формулирование потребности предприятия в дополнительных ресурсах;
- Определение состава, структуры, объемов, свойств и прочих характеристик требуемых ресурсов, оценка уровня их эффективности (продуктивности) для деятельности предприятия;
- Определение источников покрытия потребности в ресурсах, поиск, изучение и сравнительный анализ действующих на рынке поставщиков ресурсов;
- Формирование портфеля предложений поставщиков, их рассмотрение и анализ, проведение предварительных деловых встреч, презентаций, демонстраций, переговоров с поставщиками;
- Проведение сравнительного анализа предлагаемых ресурсов, условий закупки и поставщиков;
- Окончательное принятие управленческих решений о структуре и объемах приобретаемых ресурсов, условиях их закупки, структуре поставщиков, содержании и форме хозяйственных связей с ними;
- Формирование заказов, заключение сделок и оформление договоров (контрактов) о покупке (поставке) ресурсов.
Решение о закупке ресурсов производственного предприятия определяется в результате совокупного действия трех основных групп факторов. Первая группа представлена ресурсными факторами - ценовыми, техническими, эксплуатационными и прочими характеристиками ресурсов. Вторая группа представлена закупочными факторами - условиями, надежностью, ритмичностью, временем поставок, объемами (размерами) заказа, условиями платежа и т.д. Третья группа представлена факторами поставщика - его конкурентным потенциалом и организационно-правовым статусом.
Управление закупками предприятия осуществляется с учетом особенностей, присущих этому процессу. К таковым, в частности, можно отнести производных характер спроса на материально-технические условия, его низкую эластичность по цене, профессиональный уровень спроса и компетентности специалистов, осуществляющих закупки, точная спецификация ими закупаемых товаров производственного назначения.
Способы размещения заказов предприятия
Размещение заказов является одним из главных элементов процесса управления закупками. В результате данной процедуры предприятие информирует других участников рынка (прежде всего, потенциальных поставщиков) о своей готовности заключить и исполнить договор поставки определенного вида продукции.
В настоящее время принята следующая классификация способов размещения предприятиями своих заказов на поставку товаров, работ, услуг, информации:
- Конкурентные конкурсные способы;
- Конкурентные внеконкурсные способы;
- Неконкурентные способы.
Конкурентные конкурсные способы размещения заказов имеют форму конкурсов. В данном случае предприятие принимает предложения от потенциальных поставщиков и проводит их сравнительный анализ. Победитель конкурса будет определен на основе нескольких критериев, направленных не на минимизацию затрат, а на максимизацию качества закупаемой продукции (точнее говоря, определения оптимального соотношения "цена - качество").
Конкурс может быть открытым или закрытым. Принять участие в открытом конкурсе приглашают неограниченный круг поставщиков через свободное размещение соответствующего объявления на сайте предприятия и других открытых источниках информации. В закрытом конкурсе принимают участие только те поставщики, которым предприятие в индивидуальном порядке выслало приглашение.
Среди конкурентных внеконкурсных способов размещения заказа наибольшее распространение получили аукционы. Фактически аукционы можно рассматривать как конкурсы, победитель которого определяется по единственному критерию - предлагаемой цене поставок. Поставщиком будет выбран тот участник аукциона, который за свою продукцию будет готов принять наименьшую сумму денежных средств.
Если запрашиваемым предприятиям условиям закупки удовлетворяет только один поставщик, или приходится выходить на рынок естественной монополии, то закупка осуществляется неконкурентным способом - у единственного поставщика. Обычно подобные сделки находятся под контролем антимонопольных государственных органов.
Выбор конкретного способа размещения заказа делается предприятием на основе выдвигаемых им требований к необходимой продукции, сложившихся условий на рынке и принятых практик осуществления закупок.