Коммуникации – это процесс обмена информацией, который нацелен на обеспечение эффективного взаимодействия между партнерами.
Управление внутренними коммуникациями складской системы
Внутренние коммуникации представлены той информацией, которая циркулирует внутри организации и внутри складской системы, в частности. Управлять внутренними коммуникациями нужно для того, чтобы направить информационные потоки на создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе, трудового настроя у персонала у персонала, а также на предотвращение конфликтов и непонимания.
Стоит отметить, что внутренние коммуникации являются относительно новым видом работы для отечественных предприятий. Зачастую многие руководители недооценивают важность управления ими. Однако опыт западных компаний свидетельствует о том, что управление внутренними коммуникациями - это один из действенных способов повышения эффективности персонала.
В самом общем виде перед деятельностью по управлению внутренними коммуникациями в складской системе стоят четыре основные задачи:
- формирование корпоративной культуры и ее прививание складским работникам;
- мотивирование персонала склада;
- формирование и поддержание положительного имиджа предприятия-работодателя;
- повышение эффективности труда складских работников.
Корпоративная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных норм, правил, ценностей, этических стандартов, которые формируются в процессе работы предприятия и разделяются всеми его сотрудниками. В процессе ее формирования и развития большую роль играют внутренние коммуникации. Особенно это важно для складских работников, которые работают непосредственно друг с другом - они должны налаживать между собой контакт, который может базироваться, помимо прочего, на разделении общих принципов корпоративной культуры.
Внутренние коммуникации могут использоваться как инструмент нематериальной мотивации персонала склада. С помощью инструментов информирования и коммуникаций можно сделать так, что складские работники осознавали свой успех, воспринимали уважение со стороны коллег и руководства, гордились за работу в данном складе и т. д.
Информационно-коммуникационная работа по созданию и поддержанию положительного имиджа предприятия-работодателя нацелена, в первую очередь, на то, чтобы привлечь для работы на складе квалифицированных специалистов, а также чтобы удержать там уже работающих членов персонала. Транслирование во внешнюю среду положительной информации о предприятии позволит ему повысить лояльность своих сотрудников.
Внутренние коммуникации способны непосредственно влиять на эффективность труда сотрудников складской системы предприятия. Это проявляется через формирование устойчивых неформальных горизонтальных связей между сотрудниками, а следовательно, приводит к знакомству, объединению и сплочению различных сотрудников.
Задачи, которые поставлены перед системой управления внутренними коммуникациями, решаются путем соответствующего применения специальных инструментов. Такими, в частности, являются корпоративные газета, радио, ТВ, интернет-портал, мобильное приложение, социальная сеть, информационные стенды, корпоративные мероприятия, встречи с коллективами, профессиональные праздники и т. п.
Управление внешними коммуникациями складской системы
Внешние коммуникации представлены той информацией, которая циркулирует между организацией и ее окружением (средой). Состав и содержание внешних коммуникаций определяются следующими факторами внешней среды:
- Потребители - это те лица, по запросам (заказам) которых складская система должна укомплектовать и отправить требуемый товар в необходимом количестве.
- Поставщики - это те лица, от которых складская система в результате запросов (заказов) предприятия получает дополнительные товарно-материальных ценности, подлежащие размещению на складе для временного хранения.
- Конкуренты - это другие предприятия и их складские системы, которые работают с прицелом на ту же аудиторию через предложение похожей продукции (в частности, складских услуг).
- Государственные органы - это субъекты, которые уполномочены на введение обязательных для исполнения всеми лицами правил поведения (в виде законов) и на обеспечение их исполнения, в том числе, путем применения мер принуждения.
В отличие от внутренних коммуникаций внешние коммуникации зачастую существуют в более официальной форме. Она представлена официальными документами, которые заполняются на специальных бланках и в установленном порядке ради юридического закрепления достигнутых договоренностей.
Внешние коммуникации являются для складской системы отличным способом как для отправки, так и для приема какой-либо информации. В плане отправки информации складские системы взаимодействуют со средствами массовой информации, посредством которых для неопределенного круга лиц распространяется информация о предложении продажи им своей продукции (товаров и услуг).
В то же время из этих же средств массовой информации и сети "Интернет" складская система может получить информацию о новом более эффективном методе или технологии ведении складского хозяйства. Его применение может привести к повышению общей эффективности функционирования складского комплекса предприятия и появлению у него дополнительных конкурентных преимуществ.
Таким образом, функционирование современной складской системы тесно связано с циркулированием информации как внутри организации, так и во внешней среде. Эти процессы описываются понятиями внутренних и внешних коммуникаций. Они подлежат управлению, поскольку коммуникации на сегодняшний день являются мощнейшими факторами изменения эффективности работы любой складской системы.