Управление поставщиками - это комплексная деятельность предприятия по выбору оптимальных поставщиков путем оценки их сильных и слабых сторон, планированию взаимодействия с поставщиками, организации закупок необходимых ресурсов, координации взаимоотношений на протяжении всего жизненного цикла, анализу затрат на закупки и проведению оценки их эффективности.
Сущность управления поставщиками в цепи поставок
Функционирование цепи поставок может сопровождаться выдвижением и реализацией крупных инициатив. Для того чтобы это осуществлялось часто и с высокой эффективностью специалисты в области логистики рекомендуют активно применять на практике такой инструмент, как управление поставщиками.
Поставщики представляют собой участников цепи поставок, чья роль заключается в продаже и доставке производственным предприятиям (фокусной компании) материальных ресурсов, необходимых для организации производства и реализации продукции - сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и т.п. Следовательно, фокусная компания для поставщика выступает в качестве потребителя, клиента.
Однако управление поставщиками будем рассматривать с позиции фокусной компании, выделяемой в рамках концепции управления цепями поставок. Следовательно, управление поставщиками представляет собой составную часть управления цепями поставок. Оно выражается в виде отдельного направления деятельности предприятия, которое реализуется через ряд определенных действий, выполняемых на основе одноименной теоретической концепции.
Управление поставщиками предполагает выполнение следующих действий:
- Проведение постоянного наблюдения и анализа рынка новой продукции;
- Осуществления поиска и оценки источников снабжения;
- Выбор поставщиков и рационализация их базы;
- Развитие потенциальных поставщиков;
- Анализ рыночной и финансовой устойчивости поставщиков;
- Проведение переговоров с поставщиками;
- Развитие взаимоотношений с поставщиками через установление форм партнерства, кооперативов, ассоциаций и т.д.;
- Бенчмаркинг характеристик поставщиков (выявление и внедрение у себя их лучших практик);
- Мониторинг эффективности функционирования поставщиков и взаимоотношений с ними.
Разновидности участников управления поставщиками
В практике управления поставщиками используется несколько вариантов их классификации в зависимости от ряда факторов. Большинство предприятий различают поставщиков предметов широкого потребления, предпочтительных поставщиков и стратегических поставщиков.
У поставщиков предметов широкого потребления закупают неразличимые и легкозаменяемые товары. Поэтому на рынке между ними существует высокая конкуренция. С предпочтительными поставщиками предприятия стараются поддерживать регулярное взаимодействие, поскольку замена их продукта может вызвать временные нарушения рабочего цикла. Отбор стратегических поставщиков осуществляется по жестким критериям, поскольку их смена может привести к тяжелым последствиям для бизнеса. Поэтому с ними устанавливаются настоящие партнерские отношения, обеспечивающие взаимный доступ к критически важной информации.
В свою очередь, сами фокусные компании отличаются друг от друга по степени организации и степени развития системы управления поставщиками. По указанному критерию выделяют предприятия рационализаторы, лидеры, пионеры.
Предприятия-рационализаторы предпринимают отдельные попытки систематизации отношений с поставщиками и, как правило, носят случайный характер. Взаимодействие с ними оценивается по критериям ценовой экономии и соблюдения сроков поставки, что достигается благодаря переговорам и сбалансированному выбору поставщиков.
Предприятия-лидеры используют более дисциплинированный подход к выбору поставщиков. Они планируют и целенаправленно проводят общение с поставщиками, однако зачастую взаимодействие носит односторонний характер. Несмотря на использование целого ряда метрик привносимая поставщиком добавленная стоимость не учитывается при оценке взаимодействия.
Предприятия-пионеры активно используют систему управления поставщиками, интегрированную в общую корпоративную стратегию и учитывающую решение указанных в ней задач. Поставщики делятся на сегменты, для каждого из которых определяется собственный портфель технологий взаимодействия. Взаимодействие с 10–20 самыми важными поставщиками предприятия управляется его топ-менеджерами, что обеспечивает прозрачность процессов снабжения на самом высоком уровне организационной иерархии.
Преимущества управления поставщиками в цепи поставок
Главными преимуществами практического использования предприятием концепции управления поставщиками выступают следующие результаты:
- Повышение конкурентоспособности фокусной компании в результате обеспечения прозрачности и повышения точности циркулирующей в цепи поставок информации о закупаемой продукции;
- Создание удобных форматов обмена данными относительно аспектов снабжения;
- Принятия и реализация стратегий оптимального сорсинга, т.е. поиска и выбора оптимальных поставщиков и источников внешних ресурсов;
- Получение точного и всеобъемлющего профиля базы поставщиков;
- Расставление корпоративных приоритетов и соответствующая консолидация поставщиков;
- Обеспечение соблюдения условий контракта;
- Уменьшение нерациональных расходов и потерь при осуществлении снабженческой деятельности.
Таким образом, управляя поставщиками, любое предприятие способно хорошо разобраться в потребительских требованиях, в реалиях рынка и, тем самым, добиться экономии на затратах без ущерба качеству изготовляемой продукции. Это обуславливает распространение подобной практики в современной корпоративной среде.