Логистическая операция - это отдельная часть логистического процесса, направленная на выполнение логистических функций, связанных с возникновением, преобразованием и поглощением материального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков.
Основные сведения об операциях в логистике
Образование логистических потоков является результатом совокупности действий над материальными и прочими объектами. Эти действия называют логистическими операциями. В результате логистических операций выполняются основные логистические функции, которые связаны с возникновением, преобразованием и поглощением логистических потоков.
Логистическая операция может быть задана большим числом начальных условий, (в том числе, внешней среды), характеристик целевой функции, альтернативных стратегий. Так, выделяют две разновидности логистических операций: внешние - ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой, и внутренние – выполняемые внутри логистической системы.
Для логистических операций важна природа потока. В случае с материальным потоком стоит говорить о таких операциях, как транспортировка, складирование, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения материальных ресурсов. Логистические операции с информационным потоком представлены сбором, хранением, обработкой и передачей информации.
При указании связи между логистическими операциями и логистическими функциями нужно отметить, что тремя основными логистическими функциями являются поставки, производство и сбыт. Указанные три логистические функции в той или иной форме реализуются практически всеми товаропроизводителями, поэтому большая часть логистических операций связана именно с ними.
Содержание управления операциями в логистике
Периодические реализуемые логистические операции должны приводить к наиболее благоприятным (с точки зрения предприятия) результатам. Чтобы это произошло, предприятие должно организовать и реализовывать управления операциями в логистике. Этот вид управленческой деятельности по большей части осуществляется в следующих формах:
- Планирование и организация логистического процесса в предприятии и его структурных подразделениях;
- Управление логистическими процессами закупок, производства и распределения продукции;
- Оптимизация ресурсов предприятия, которые связаны с управлением материальными и сопутствующими им потоками;
- Проведение оценки эффективности работы логистических систем и осуществление контроля за выполнение логистическими операциями.
В рамках первого направления управления операциями в логистике предполагается принятие участия в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне структурных подразделений и участков логистической системы; планирование и организация документооборота; осуществление выбора поставщиков, перевозчиков, посредников и каналов распределения и др.
В рамках второго направления управления операциями в логистике предполагается использование различных моделей и методов управления запасами, применение методологии внутрипроизводственных логистических систем, разработка инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением и др.
В рамках третьего направления управления операциями в логистике предполагается проведение расчета и анализа логистических издержек, применение современных логистических концепций и принципов сокращения логистических расходов, составление программы работы складского хозяйства и каналов распределения, проведение мониторинга и оценки функционирования элементов логистической системы и др.
В рамках четвертого направления управления операциями в логистике предполагается осуществление контроля за выполнением и экспедированием заказов, а также оплатой поставок, приём и проверка товаров (по поводу документального сопровождения, количественного и качественного состава), анализ основных критериев оценки рентабельности систем складирования и транспортировки предприятия и др.
Операционный менеджмент как основа управления операциями в логистике
Управление операциями в логистике должно базироваться на теоретически обоснованных и опробованных на практике принципах управления. В среде специалистов распространено мнение, что большая часть подобных принципов сформулирована в рамках концепции операционного менеджмента.
Операционный менеджмент представляет собой деятельность по управлению последовательно реализуемого процесса. В нашем случае этот процесс (логистический) заключается в приобретении предприятием сырья и материалов, в их обработке и превращении в готовую продукцию, в ее поставке покупателю (конечному потребителю).
Модель операционного менеджмента (5P), которая может быть применима по отношению к логистическим операциям, состоит из следующих базовых элементов:
- Plants — это различные предприятия, которые создают продукцию;
- Parts — это продукция;
- Planed control systems — это выполнение функций управления;
- Process — это проектирование бизнес-процессов;
- People — это подбор персонала для выполнения операций и процессов.
Операционная деятельность - одна из основных функций организации наряду со снабжением, маркетингом, финансами и управлением человеческими ресурсами. Операционная функция требует управления как стратегическим, так и повседневным производством товаров и услуг. В этой связи в операционном менеджменте принята следующая иерархия: "разработка стратегии - внедрение операционных стратегий - управление операционной системой".
Использование указанных подходов в управлении логистическими операциями позволит предприятиям достичь успеха в этом начинании.