Логистическая деятельность предприятия - это совокупность целенаправленных действий предприятия по организации продвижения материальных потоков от источника сырья до конечного потребителя, а также соответствующего движения сопутствующих потоков.
Задачи управления логистической деятельностью на предприятии
Сейчас у предприятий наблюдается постепенный переход от осуществления управления функциональными структурами к осуществлению управления логистической деятельностью предприятия. Оно представляет собой разновидность управленческой деятельности, объектом которой выступают потоковые и связанные с ними процессы. Популярность данного вида управления возрастает по мере развития и распространения в бизнес-среде концепции логистики.
Управление логистической деятельностью на предприятии призвано решить ряд задач, которые способны оказать существенное влияние на достижение желаемых значений финансовых показателей деятельности, а именно:
- Учесть возможности поставщиков ресурсов и потребностей покупателей готовой продукции;
- Органичным образом согласовать интересы подсистем предприятия на уровнях структурных подразделений, их отдельных групп и предприятия в целом;
- Спроектировать, сформировать и оптимизировать процессы управления ресурсными потоками;
- Рациональным образом организовать использование ресурсов предприятия;
- Синхронизировать движение потоков, с одной стороны, между подразделениями предприятия, с другой стороны, с поставщиками и покупателями предприятия;
- Обеспечить эффективное управление потоками ресурсов на стратегическом и оперативном уровнях управления согласно изменениям, происходящим во внешней среде предприятия;
- Выбрать и реализовать на практике концепции управления подразделениями предприятия и их ресурсами;
- Совершенствовать используемые технологии на постоянной основе.
Решение перечисленных задач должно соответствовать специфике хозяйственной деятельности предприятия, его текущему финансовому состоянию, а также действующим рыночным реалиям и ближайшим перспективам развития рынка.
Система управления логистической деятельностью на предприятии
Необходимость осуществления управления логистической деятельностью предприятия вынуждает его руководство формировать в организационной структуре специальную единицу, предназначение которой будет состоять именно в этом управлении. Единица может быть представлена как одним специалистом (логистическим менеджером или заместителем директора в сфере логистики), так и целым структурным подразделением (логистической службой).
Как показывает практика, основные функции подобной управляющей единицы заключаются в следующем:
- Планирование и контроль: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, использование информационных систем;
- Управление операциями: в процессе обслуживания производственных процессов, на транспорте, на складах;
- Управление запасами: прогнозирование спроса, управление и контроль товарно-материальных запасов, выбор тары и упаковка.
Подобная система учитывает большинство функций управления и касается многих сфер логистической деятельности предприятия, а именно - закупки, производство, сбыт. Кроме того, логистический менеджмент вбирает в себя элементы инвестиционного, инновационного, производственного, финансового, кадрового и информационного менеджмента.
Создание на предприятии специализированной логистической службы призвано увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами предприятия с бизнес-процессами его партнеров и клиентов. Организация службы логистики предприятия обычно строиться на основе следующих принципов:
- Функциональный принцип - весь комплекс функций выполняется в каждой отдельной подсистеме логистики без его разделения между сотрудниками предприятия;
- Географический принцип - рынок разделяется по регионам, по каждому из которых осуществляется весь комплекс логистических функций соответствующими отделами службы логистики;
- Продуктовый принцип - в отделах логистической службы создаются отдельные группы (секторы), которые занимаются логистическим обслуживанием определенной, ограниченной номенклатурой или ассортиментной группой конкретных продуктов;
- Принцип «по поставщику» - отдельный сотрудник предприятия занимается только одним поставщиком, от которого предприятию поступает значительный ассортимент материальных ресурсов;
- Принцип «по потребителю» - отдельный сотрудник предприятия занимается только одним потребителем, на которого приходится значительный объем реализуемой продукции предприятия;
- Комбинированный принцип - предполагает сочетание приведенных выше принципов организации логистической службы предприятия.
Управление логистической деятельностью предприятия осуществляется исходя из логистической миссии, которая должна быть сформулирована высшим руководством предприятия. Далее следует разработка логистической стратегии, составление соответствующих тактических и оперативных планов в области логистики. При этом необходимо обеспечивать соответствие данных управленческих концепций миссии всего предприятия и его корпоративной стратегии.
Напоследок стоит указать, что управляемая подсистема логистической системы предприятия предназначена для оптимизации протекания внутри хозяйственной организации и между самостоятельными бизнес-единицами потоковых процессов, а также для обеспечения доставки материального потока в нужном ассортименте, количестве и качестве, в нужное место и нужное время в условиях минимальных затрат ресурсов.