Оптовая торговля - это деятельность предприятия по приобретению и продаже оптовых партий товаров другим хозяйствующим субъектам для их использования в целях, не связанных с ведением домашнего хозяйства.
Общее представление об оптовой торговле
Заметное место в системе распределения изготовленных товаров занимает оптовая торговля. Оптовая торговля представляет собой деятельность коммерческой организации по приобретению товаров и их продаже оптовыми партиями другим хозяйствующим субъектам в целях их последующего использования в предпринимательской деятельности.
Оптовая торговля выступает в качестве того важного звена рыночного пространства, которое обеспечивает ускорение процесса товародвижения по каналам распределения. Необходимость оптовой торговли обусловлена неравномерным территориальным размещением и специализацией множества промышленных предприятий.
Выпускаемая ими продукция предназначена для потребления в личном домохозяйстве. Однако их реализация населению непосредственно предприятиями-изготовителями трудно осуществима (из-за большого числа потребителей, проживающих во множестве различных городов). Поэтому готовая продукция доводится до конечных потребителей с помощью деятельности двух посреднических звеньев - оптовой и розничной торговли.
Оптовая торговля способствует созданию развитой структуры каналов товародвижения. С ее помощью поддерживается необходимая интенсивность товаропотоков. Кроме того, формируются резервные источники финансового обеспечения процесса товародвижения.
Место логистики в оптовой торговле
Оптовая торговля является важным инструментом управления материальными потоками. Посредством механизмов оптовой торговли на всех уровнях сферы товарного обращения сокращаются излишние запасы готовой продукции и устраняется товарный дефицит. В связи с этим можно сделать вывод, что оптовая торговля является одной из тех сфер хозяйственной деятельности, которая тесно связана с логистикой.
Логистика в оптовой торговле занимается реализацией таких процессов, которые связаны с выполнением следующих функций товародвижения:
- Заказ товаров;
- Приобретение товаров;
- Доставка товаров;
- Информационное сопровождение товаров;
- Хранение товаров;
- Сортировка товаров;
- Отпуск товаров.
Оптовая торговля в настоящее время рассматривает логистику в качестве ключевого актуального инструмента, который может быть успешно использован для обеспечения успешного развития собственной деятельности. Внедрение логистических методов работы в оптовую торговлю может принести такие положительные результаты, как повышение скорости оборачиваемости оборотных средств, сокращение издержек обращения, обеспечение наиболее полного и качественного удовлетворения рыночного спроса и т.п.
Логистическое управление в оптовой торговле
Главная цель управления логистическими процессами в оптовой торговле заключается в обеспечении быстрой оборачиваемости товаров. При этом нужно сделать ассортимент товаров настолько широким и полным, чтобы были удовлетворены имеющиеся на рынке потребности. Другое стремление субъектов логистического управления в оптовой торговле связано с оптимизацией издержек, которые так или иначе возникают на протяжении всей системы прохождения материального потока по каналам распределения.
При формировании в оптовой торговле системы управления логистическими процессами и товарными потоками стараются соблюсти следующие требования логистического микса, которые принято называть "правилом 7R":
- Нужный товар;
- В необходимом количестве;
- Соответствующего качества;
- В указанное время;
- В определенное место;
- Для конкретного потребителя;
- С минимальными затратами.
Одновременное соблюдение всех семи требований формирует синергетический эффект, который значительно больше, чем сумма эффектов отдельного выполнения каждого из требований. "Правило 7R" способствует внедрению в хозяйственную практику предприятия (в том числе, в сфере оптовой торговли) системы видения высокого качества обслуживания клиентов, а также способствует повышению его конкурентоспособности и обеспечивает позиционирования относительно рынка и конкурентов.
Предприятия оптовой торговли занимаются управлением логистическими процессами аналогично применению специального инструмента для оптимизации своей деятельности на макро- и микроэкономических уровнях. На микроэкономическом уровне эффективность применения логистики в оптовой торговле проявляется, в первую очередь, в оптимизации работы складского хозяйства предприятия, в улучшении качества внутрипроизводственного комплекса услуг, в решении проблем межфункциональной и межорганизационной координации внутри самого предприятия.
На макроэкономическом уровне управление логистическими процессами на предприятии оптовой торговли нацелено, прежде всего, на оптимизацию материального потока на всём его протяжении. В этом случае предприятие обычно занимается решением вопросов, связанных с определением и обеспечением оптимального размера товарных запасов, оптимального места расположения складов, оптимальных путей доставки товара на склад от поставщиков и со склада покупателям.
Логистический подход к управлению деятельностью предприятия, занятого в сфере оптовой торговли товарами, принципиально отличается от традиционных методов закупки и продажи готовой продукции, поскольку предполагает, чтобы все функции на предприятии рассматривались и выполнялись в системной взаимосвязи, в частности, в рамках общей логистической цепи поставок, где оптовым предприятиям отведено место между промышленными предприятиями-изготовителями и предприятиями розничной торговли.