Склад - это территория, помещение, которое используется хозяйствующими субъектами и таможенными органами для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг.
Основные сведения о складе и складировании
Склад является одним из главных объектов логистической деятельности. Причина этого кроется в том, что через склад проходит большое число потоков, которыми управляют логисты. Склад представляет собой специально отведенное помещение, которое преимущественно используется организациями для временного хранения грузов и товаров.
Эксплуатация склада по назначению называется складированием. Существует несколько видов складирования, выбор между которыми осуществляется с целью обеспечения высокой степени использования площади и объема, свободного доступа к товару, чувствительности к структурным изменениям запасов, легкости обслуживания, наилучших параметров оценки инвестиций в оборудование, низких эксплуатационных затрат, а также выполнения принципов складской обработки.
Необходимость в складе и в складировании обусловлена теми функциями, которые они выполняют, что имеет большое значение для предприятий. В частности, благодаря складам создается необходимый ассортимент в соответствии с заказом потребителей, осуществляется складирование и хранение товаров, происходит унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов, предоставляются транспортно-экспедиторские и складские услуги.
Операции логистического процесса на складе
Склад является тем местом, где осуществляется логистический процесс. В большинстве случаев его можно представить в виде управления логистическими операциями, которые связаны с переработкой грузов. Иными словами, логистический процесс зачастую рассматривают как операционное управление.
В соответствии с концепцией логистического процесса на складе в основном протекают следующие логистические операции:
- Удовлетворение потребностей в запасах;
- Осуществление контроля за поставками;
- Транспортировка и перевалка грузов внутри складов;
- Складирование и хранение грузов;
- Разгрузка и приемка грузов;
- Сбор и доставка порожних носителей товаров (например, тары, контейнеров и т.п.);
- Комплектация заказов клиентов;
- Осуществление контроля за выполнением заказов клиентов;
- Информационное обслуживание склада.
Последовательность выполнения логистических операций на складе, обеспечивающих его эффективное функционирование, может быть представлена следующим образом:
- Приемка товара (разгрузка; контроль качества и количества; электронный учет поступлений; подтверждение получения товара);
- Хранение товара (прием товара на хранение; выбор места хранения; укладка товаров; контроль уровня запасов; выемка с места хранения; резервирование);
- Комиссионирование товара (подготовка заказа; предоставление товара; распаковка; отбор товара; составление заказа; электронная обработка данных);
- Отгрузка товара (получение заказа на товар; упаковка товара; оформление документации; подготовка к отгрузке; контроль отгрузки; погрузка товара).
Перечисленные логистические операции по переработке и складированию поступающих грузов обычно выполняются при взаимодействии склада, отделов продаж и закупок торгового предприятия, которые выступают субъектами управления логистическим процессом на складе. Они вынуждены сталкиваться с рядом сложностей, сопровождающих логистический процесс. Это связано с его требованиями полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов.
Аспекты управления логистическим процессом на складе
В качестве основы применения логистического подхода к управлению материальными потоками на складе используется деятельность по управлению всем процессом по переработке груза в рамках единой организационно-управленческой системы. Система управления логистическим процессом на складе достигает высокой эффективности за счет быстрой адаптации условий функционирования склада к изменениям спроса.
Для построения системы управления логистическим процессом на складе часто используют методологию SADT (аббревиатура от сочетания слов "Structured Analysis and Design Technique", которые означают «структурный анализ и конструирование»).
SADT представляет собой модель иерархически организованной совокупностью диаграмм, которые состоят из нескольких блоков. Каждый блок, в свою очередь, тоже делится на части, из которых собственно и состоит диаграмма. Таким образом, в данном случае осуществляется подробная структуризация всех элементов и связей системы управления, на основе которой проводится детальный анализ.
В функциональной модели управления логистическим процессом представлены четыре основные функции: планирование, организация, контроль и регулирование. Функция мотивации в данной модели не рассматривается, однако менеджеры могут самостоятельно включить эту функцию с учетом принятой на предприятии системы мотивации и системы сбалансированных показателей.
Управление логистического процесса на складе преимущественно нацелено на такие аспекты деятельности, как повышение эффективности использования мощностей склада, совершенствование операционной деятельности и качества логистического сервиса, улучшение условий труда персонала, сокращение тяжелого ручного труда, уменьшение логистических затрат.
Таким образом, деятельность по управлению логистическим процессом на складе обусловлена теми функциями, которые склад выполняет для хозяйствующего субъекта, и теми логистическими операциями, которые входят в состав логистического процесса. Данные особенности должны быть учтены уполномоченными менеджерами и логистами предприятия.