Инновации - это нововведения в области технологии, техники, управления, организации труда, в основе которых лежит использование последних достижений науки и передового опыта, что обеспечивает повышение качества продукции, эффективности функционирования экономической системы.
Сущность понятий «цепи поставок» и «инновации»
Концепция логистики в последние десятилетия пережила период бурного развития. Одним из результатов этого стало принятие в деловую практику термина "цепь поставок". Данным термином обозначают совокупность потоков и соответствующих им процессов кооперации и координации между различными участниками (контрагентами / звеньями) цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в продукции.
В логистике вместо конкуренции между предприятиями на первый план выходит конкуренция цепей поставок. А это означает, что нужно интегрировано планировать не только процесс перемещения материального и сопутствующих ему потоков, но и инновационной деятельности. Именно она в большей степени определяет эффективность цепи поставок и темпы ее развития. Причина этого кроется в том, что инновационная активность ориентирована на удовлетворение совершенно новых потребностей и расширение рынков сбыта.
Термин "инновации" получил широкое распространение в современном мире. В самом общем смысле им называют любое нововведение - новый продукт, новую технологию, новую структуру или систему управления организацией и т.д. Как правило, нововведения нацелены на повышение качества, эффективности, экономичности, удовлетворенности потребителей - клиентов предприятия.
Классификация инноваций в цепях поставок
Инновации могут иметь место в любом явлении действительности (предмете, процессе и пр.). Следовательно, можно отдельно рассмотреть инновации в цепи поставок.
Инновации в цепи поставок различают по тому месту, которое они занимают. В связи с этим составлена следующая классификация инноваций:
- Инновации, которые расположены на входе цепи поставок (например, новые материальные ресурсы, сырье, информация);
- Инновации, которые расположены внутри цепи поставок (например, новые информационные технологии, технологические процессы, комплектующие, организационная структура) и генерируют экономический эффект, остающийся в цепи поставок;
- Инновации, которые расположены на выходе цепи поставок (например, новые продукты, услуги, технологии и информация) и предназначены для продажи, чей эффект в итоге получает потребитель.
С точки зрения управления цепью поставок данная классификация инноваций является основной. Однако необходимо учитывать, что помимо этого ещё выделяют продуктовые и процессные инновации; радикальные, улучающие и модифицированные инновации; производственные, торговые, управленческие и социальные инновации; мало-, средне- и высокозатратные инновации. Данные классификации тоже стоит учитывать в процессе управления инновациями в цепях поставок.
Основы управления инновациями в цепях поставки
Деятельность по управлению инновациями в цепях поставок предприятия преследует цели, которые заключаются в составлении планов и целевой ориентации благодаря им всех участников цепи, в подготовке и принятии управленческих решений, в информационном обеспечении участников инновационного процесса и координации их деятельности, в создании эффективных систем контроля и мотивации и т.д.
Достижение перечисленных целей требует от субъектов принятия специальных мер и осуществления соответствующих мероприятий. Поэтому процесс управления инновациями в цепях поставки рекомендуется рассматривать через призму нескольких этапов:
- Анализ инновационных потребностей цепи поставок.
- Определение заинтересованных сторон.
- Определение целей и задач.
- Определение последовательности инновационной деятельности.
- Решение вопросов: где, кому и как разрабатывать и внедрять инновации.
- Планирование стоимости проекта.
- Планирование взаимодействия стейкхолдеров.
- Разработка плана проекта.
Анализ инновационных потребностей цепи поставок (т.е. оценка инновационной активности и выявление в ней узких мест) осуществляется для определения конкретных изменений, необходимых для достижения максимальной эффективности, устойчивости и конкурентоспособности цепи поставок. Инновационные потребности могут быть производственными, логистическими, общими.
Сторонами, которые заинтересованы в нововведениях (стейкхолдерами), могут быть разработчики новшеств, потребители, поставщики, финансовые институты, органы власти и пр. Они для обеспечения конкурентоспособности цепи поставок должны объединять свои знания и ресурсы, согласовывать различные взгляды и интересы.
Цели и задачи предприятия должны быть реальными (выполнимыми), ясно сформулированными, адресными, согласованными, актуальными. На основе дерева целей составляется дерево работ, которым определяется последовательность инновационной деятельности предприятия.
В рамках пятого этапа занимаются поиском новшеств на рынке готовых интеллектуальных продуктов, анализируют и отбирают готовые инновационные решения, пригодные для использования, а также проводят оценку и экспертизу возможного заимствования и адаптации к конкретным условиям.
Общая стоимость проекта разработки и внедрения инноваций определяется как сумма стоимости использования всех видов ресурсов и стоимости проектной работы. Она затем используется для построения портфеля затрат по каждому ресурсу и проекту в целом.
Большое количество стейкхолдеров вынуждает предприятие систематизировать работу с ними. Эта работа (т.е. взаимодействие) обычно осуществляется двумя путями: распространение отчетов и проведение совещаний.
На заключительном этапе определяются конкретный перечень работ, сроки их выполнения, объем затрат, а также ожидаемая эффективность.