Управление - это функция организованных систем, которая заключается в осуществлении субъектами целенаправленного воздействия на объекты с целью достижения намеченных результатов.
Управление эксплуатационной работой
Деятельность транспортных организаций в основном связана с осуществлением управления эксплуатационной работой транспорта, при помощи которого выполняют грузовые и пассажирские перевозки.
Тип транспортной организации в значительной степени предопределяет содержание процесса управления эксплуатационной работой транспорта. Только комплексные транспортные организации, которые в технологическом и организационном аспектах являются ведущими в отрасли, выполняют все функции, связанные с эксплуатацией транспортных средств.
Как правило, деятельность по управлению эксплуатационной работой транспортом во время выполнения перевозок заключается в выполнении следующих действий:
- организация приема от клиентов заявок на осуществление перевозок;
- изучение потребностей клиентов транспортной организации в перевозках и предоставлении дополнительных услуг;
- составление сменно-суточных планов работы транспорта и персонала;
- организация выпуска подвижного состава на линию;
- оформление документов при возвращении подвижного состава с линии;
- осуществление оперативного руководства и контроля за работой подвижного состава на линии;
- осуществление оперативного учета и последующего анализа эффективности работы транспортных средств.
Управление эксплуатационной работой транспорта во многом предопределяется организационно-правовой формой транспортной организации, которая в соответствии с действующим законодательством создано как юридическое лицо определенного типа (например, как акционерное общество или унитарное предприятие). Также на процесс управления оказывает существенное влияние организационная структура управления, которая может быть линейной, функциональной и т. д.
Важнейшей составляющей системы управления эксплуатационной работой транспорта в настоящее время является безопасность перевозок. Безопасность перевозок - это комплексное понятие, которое включает в себя безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, сохранность перевозимых грузов и транспортного средства, а также личную безопасность водителя.
Для того чтобы повысить безопасность дорожного движения, транспортные организации в рамках управления эксплуатационной работой принимают следующие меры:
- организация работы водителей в соответствии с нормативные требования к режимам труда и отдыха;
- организация и проведение предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей;
- ежегодное повышение квалификации водителей;
- выявление, анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием транспортных средств, которые принадлежат транспортной организации;
- проведение служебного расследования каждого факта дорожно-транспортного происшествия и их учет;
- обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения требуемого уровня экологической безопасности перевозок, прежде всего, организуют надлежащее техническое содержание эксплуатируемых транспортных средств. Оно, в частности, должно приводить к соблюдению норм выбросов вредных веществ и предотвращению течи эксплуатационных жидкостей и масел из узлов и агрегатов транспортного средства.
В рамках остальных направлений безопасности перевозок транспортные организации создают системы защиты информации о своей деятельности, надлежащим образом оформляют соответствующие документы, осуществляют страхование груза, транспортных средств и водителей, используют противоугонные системы и т. д.
Управление качеством перевозок
Для современного транспорта актуальными остаются вопросы качества перевозок. Они связаны с тем, чтобы предоставляемые транспортные услуги были пригодными для удовлетворения определенных потребностей клиентов транспортных организаций.
Управление качеством перевозок заключается в принятии руководством транспортной организации таких мер, чтобы в итоге были достигнуты следующие результаты:
- качество перевозок соответствовало бы потребностям потребителей;
- качество перевозок было бы стабильный на протяжении всего периода оказания транспортной услуги;
- максимальное использование современных достижений науки и техники;
- обеспечение полного действия принципа обратной связи и т. д.
Заявления транспортной организации о своей политике и главных целях в области качества перевозок должны быть должным образом оформлены и представлены в специальных документах. Кроме того, в рамках процесса управления качеством перевозок документированию подлежит деятельность транспортной организации по предоставлению услуг перевозчика. Речь идет про составление таких документов как технологические карты, расписания, нормативы и т. п.
Рекомендуется, чтобы клиенты транспортной организации подтверждали данные о сроках доставки, сохранности груза, выполнении заявок и договоров и т.п. На этом должны строиться документальные свидетельства соответствия работы транспортной организации требованиям системы управления качеством.
Управление качеством перевозок осуществляется при помощи специальных показателей, которые показывают текущий уровень и динамику изменения качества. При этом должна использоваться система показателей, которая бы охватывала все аспекты качества перевозок. Напомним, что качество перевозок имеет технический аспект (использование научно-технических достижений), эстетический аспект (эстетические ощущениям и взгляды потребителя), эксплуатационный аспект (удобство использования).