Управление цепями поставок - это управленческая концепция, организационная стратегия, направление логистической деятельности, чья суть заключается в применении интегрированного подхода к управлению основными и сопутствующими потоками ресурсов.
Цепи поставок и управление ими
Возникновение потоков материалов, информации, финансов, услуг и прочих ресурсов приводит к появлению между несколькими хозяйствующими субъектами устойчивых, как правило, долгосрочных отношений. Речь идет про хозяйственные связи, с помощью которых согласуется и координируется деятельность всех предприятий, участвующих в производстве и реализации одного продукта с целью получения прибыли.
Логистика предлагает рассматривать совокупность таких связей в качестве цепей поставок. В их состав входят все предприятия, которые исполняют роли поставщиков, производителей, посредников, заказчиков. Цепи поставок выделяют в отношении конкретных товарных позиций. Для этого идентифицируют добывающие компании, предприятия-перевозчики, фирмы из обрабатывающих производств, оптовые и розничные торговые предприятия.
На современном этапе развития логистической науки и практики главной (определяющей) теоретической концепцией является концепция управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM). Она отличается интегрированным характером. Значит в основе управляющего воздействия лежит охват всех элементов (процессов, объектов, людей и т.п.), которые составляют логистическую цепь поставок: от производства продукции из сырья до ее доставки и потребления.
Деятельность по управлению цепями поставок может иметь определенные особенности, которые обуславливаются отраслью экономики, регионом, макроэкономическими условиями (темпы инфляции и безработицы, колебания валютного курса, текущие принципы государственного регулирования экономики и т. п.). В связи с этим имеет смысл отдельно рассмотреть вопросы, связанные с управлением цепями поставок в Китае.
Особенности управления цепями поставок в Китае
По некоторым показателям Китай уже сейчас является крупнейшей экономикой мира. Китай является местом производства большого количества разнообразных товаров: электроники, автомобилей, одежды, мебели и т. п. Китайская экономика характеризуется большими объемами экспорта. Следовательно, существует большое число связей между китайскими поставщиками и иностранными заказчиками. Это все обуславливает необходимость ознакомления с процессом управления цепями поставок в современном Китае.
Управление цепями поставок при закупках в Китае фактически начинается с момента составления контракта. Договор с китайскими поставщиками в обязательном порядке должен содержать максимально подробно расписанный пункт о документах, которые поставщик обязан предоставить вместе с товаром. При этом каждый документ должен получить свое точное название, как на китайском, так и на английском языке (или другом языке - родном для заказчика). Необходимость этого вызвана спецификой работы китайских производителей, которые обычно не делают того, что изначально не прописано в договоре.
На данный момент разработаны и используются две базовые схемы поставок китайских товаров в другие страны мира (в том числе, в Россию):
- Заключение прямого контракта на поставку с поставщиком – резидентом КНР, после чего под него открывается паспорт сделки, происходит закупка на контракт компании-заказчика; как правило, сделка проводится через одну из китайских экспортных компаний, что позволяет участниками цепи поставок упростить порядок платежей и минимизировать суммы налоговых платежей.
- Установление прямого контакта с китайским производителем (поставщиком), что обычно осуществляется по результатам посещения одной из ярмарок, выставок, а также самостоятельное решение всех вопросов по контролю отгрузки, организации доставки из Китая, таможенному оформлению.
Чаще всего непосредственная поставка товаров из Китая проводится на условиях Free on Board (FOB), т. е. в результате морских перевозках. Если речь идет о промышленном оборудовании, специальной техники – может применяться условие Ex Works (EXW), что означает самовывоз.
Стоит указать на сложность для иностранных компаний-заказчиков поиска подходящих китайских поставщиков. В Китае отсутствует достоверный каталог предприятий-поставщиков. Большинство китайских поставщиков не располагает в Интернете собственного сайта, не реализует маркетинговые программы, не объединяется в некие союзы предприятий. На выставках в Китае чаще всего встречаются торговые компании, которые занимаются экспортом и импортом, лишь небольшая доля китайских участников выставок являются производителями.
Накопленный к сегодняшнему дню опыт управления цепями поставок в Китае говорит о том, что при проверке и оценке китайских поставщиков нужно большое внимание уделять, так называемым, мягким параметрам. Ими являются такие субъективные критерии, как ноу-хау в научно-исследовательской области, оперативность в коммуникации, связи и отношение к иностранцам. Их сложно оцифровать, получаются размытые оценки, однако на их основе в большей степени можно сделать вывод о возможности возникновения конфликта интересов с китайскими партнерами.
При организации закупок в Китае главная сложность для заказчиков заключается в определении надежности поставщика, а также качества его продукции, в обеспечении своевременности и регулярности поставки. В данном случае зарубежным заказчикам нужно работать вместе с китайскими поставщиками, всячески помогать им при решении тех или иных проблем, в том числе организовывать обучение и консультирование. Это существенным образом повышает степень адаптации китайских предприятий к актуальным целям и требованиям компании-заказчика.