Корпоративная система логистических показателей - это совокупность индикаторов, которые свидетельствуют об эффективности использования ресурсов компании в целях осуществления логистических процессов и операций.
Показатели деятельности компании
В современной экономике получил широкое распространение целевой подход к оценке эффективности хозяйственной деятельности компаний и предприятий. Это, в свою очередь, вызывает в их среде повышенный интерес к показателям, как к инструментам оценки и контроля.
Из-за этого, в частности, были составлены и в настоящее время активно используются концепции сбалансированной системы показателей, ключевых показателей эффективности, контроллинга. Подспорьем в данном случае выступают переход на процессное управление и стремление компаний к оценке вклада отдельного функционала в общий успех.
Показатели, как правило, относятся к количественным методам оценки и контроля результатов экономической деятельности. В настоящее время выделяют две основные концепции показателей, которые отличаются по охвату времени и масштабу решаемых задач. Первая концепция - это сбалансированная система показателей. Она является составной частью стратегического контроллинга. Вторая концепция - это ключевые показатели эффективности. Они являются составной частью оперативного контроллинга.
Стандартная классификация показателей выделяет абсолютные показатели, относительные показатели, временные показатели. Абсолютные показатели отражают натуральные изменения, т.е. в физически реальных показателях (например, в килограммах, километрах, в количестве штук и т.д.). Относительные показатели основываются на соотношении двух или более абсолютных показателей, т.е. отражают изменение одного абсолютного показателя относительно другого (поэтому они обычно выражены в процентах). Временные показатели отражают расход времени на выполнение тех или иных процессов или явлений (в часах, сутках, годах и т.п.).
Сущность корпоративной системы логистических показателей и ее подсистемы
Деятельность в сфере логистики оказывает серьезное влияние на общую экономическую эффективность функционирования компаний. Поэтому она также подвергается оценочным и контрольным процедурам, одним из которых является расчет и анализ специальных логистических показателей. Их совокупность составляет корпоративную систему. Она состоит из индикаторов достижения логистических целей, решения логистических задач, эффективности использования ресурсов при выполнении логистических операций.
Приведенные в первом разделе общие сведения о показателях являются справедливыми и для корпоративной системы логистических показателей. Именно они были взяты за основу при формировании подобной системы.
Каждая компания индивидуально подходит к решению вопроса формирования и использования корпоративной системы логистических показателей. Это во многом зависит от специфики ее хозяйственной деятельности (отрасли, региона, масштаба и т.п.). Однако можно выявить ряд особенностей, которые являются общими для большинства компаний.
В частности, корпоративная система логистических показателей обычно направлена на измерение следующих областей логистической деятельности, которые могут выступать в качестве самостоятельных подсистем:
- Качество логистического сервиса;
- Использование инвестиций в логистическую инфраструктуру;
- Общие и операционные логистические издержки;
- Длительность логистических циклов;
- Производительность / ресурсоотдача логистической инфраструктуры.
Качество логистического сервиса, в первую очередь, оценивается через полноту удовлетворения заказа тем субъектом, в интересах которого выполнялась логистическая операция. Логистический заказ необходимо выполнить точно к указанному сроку, что также фиксируется показателями. Количественными показателями с точки зрения качества логистического сервиса могут быть описаны число возвратов продукции, изменение запасов, темпы повышения тарифов, наличие или отсутствие жалоб потребителей.
Показатели использования инвестиций в логистическую инфраструктуру отражают степень эффективности капитальных вложений компании в инфраструктурные объекты. Обычно это оценивается в долгосрочной перспективе. С этой целью использую такие показатели, как скорость и количество оборотов запасов, средний уровень запасов, возврат на инвестиции в основные фонды и т.п. Причем особое внимание уделяется использованию инвестиций для формирования и содержания логистической информационной системы.
Логистические затраты компании состоят из затрат на выполнение логистических операций (например, на транспортировку, на складирование, на грузопереработку, на управление запасами), затрат на управление рисками в логистической системе и затрат на логистическое администрирование. Отдельного рассмотрения удостаиваются ущербы от недостаточного уровня качества логистического сервиса (потери продаж, возврат товаров и т.п.).
Длительность логистических циклов оценивается, прежде всего, через время выполнения заказа. Кроме того, учет подлежит время пополнения запасов, время обработки заказов потребителей, время доставки заказа потребителю, время подготовки и комплектации заказа. Еще определяется продолжительность цикла закупки товаров и продолжительность цикла подготовки отчетов
Производительность или, как еще говорят, ресурсоотдача логистической инфраструктуры выражена объемом той логистической работы, которая выполнена техническими средствами, оборудованием, персоналом в единицу времени. Для измерения этого объема определяют количество обработанных заказов в единицу времени, отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала и на единицу производимой продукции.
Таким образом, корпоративная система логистических показателей может быть составлена из большого числа различных индикаторов. При формировании этой системы нужно учитывать потребности компании в получении той или иной информации и ее адекватность относительно текущей экономической деятельности.