Транспортно-логистическое обеспечение предприятия - это комплекс мероприятий, которые осуществляются на предприятии в целях создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности путем рациональной организации движения материальных потоков.
Значение и задачи транспортно-логистического обеспечения предприятия
Конкурентоспособность некоторых категорий производителей существенно зависит от затрат на транспортную логистику, включающую организацию работы транспорта, управление запасами, построение процесса доставки готовой продукции.
Следовательно, практически любому предприятию важно наладить транспортно-логистическое обеспечение его деятельности. Это предполагает решение следующих задач:
- Планировать и организовывать доставку продукции от мест производства до мест потребления;
- Подготавливать партии рейсов;
- Оформлять транспортные и товаросопроводительные документы;
- Организовывать и проводить погрузочно-разгрузочные работы;
- Осуществлять информационное обеспечение транспортных процессов;
- Применять оптимальные методы и способы расчета маршрутов при условии полного удовлетворения потребностей предприятий из сфер производства и торговли в распределении продукции;
- Заключить договоры с перевозчиками, вести учет их деятельности и осуществлять расчет с ними.
Транспортно-логистическое обеспечение оказывает непосредственное воздействие на технологические процессы, которые имеют место на предприятии. Существует прямая взаимосвязь между планированием, организацией и контролем транспортно-экспедиционных работ, с одной стороны, и производственным циклом и графиком поставки продукции в организации торговли, с другой стороны.
Стадии транспортно-логистического обеспечения предприятия
Транспортно-логистическое обеспечение предприятия принято делить на три основные стадии.
- Первая стадия - это планирование, которое сводится к составлению диспетчером графика подачи под погрузку и выпуска машин на линии и зависит от качества их обслуживания экспедиционно-логистическим звеном.
- Вторая стадия - это работа транспортных средств, которая подлежит корректировкам в соответствии с оперативной обстановкой и осуществляется строго согласно утвержденному графику завоза продукции.
- Третья стадия - это учет и анализ данных по движению транспортных средств, которые имеют место по мере их поступления и в основном заключаются в сравнении плановых значений показателей с фактическим результатом.
В случае исключения водителей из рабочего процесса этапы каждого цикла подлежат делению на те, которые выполняются диспетчером (логистом), и на те, которые выполняются экспедиционным персоналом.
Содержание транспортно-логистического обеспечения предприятия
На первом этапе транспортно-логистической деятельности логист на основе поступивших заявок планирует рейсы. При этом важно свести к минимуму их число, сбалансировать загрузку транспортных средств, составить рентабельные маршруты.
На втором этапе в случае необходимости логисту нужно договориться об использовании наемных транспортных средств.
Третий этап заключается в сборе товарных партий, в их складировании и подготовке к погрузке. Здесь особую важность имеет четкий порядок, а также отсутствие ошибок и опозданий в операциях. На четвертом этапе требуется максимально быстро и корректно (т.е. без сбоев и недовесов) принять транспортное средство, поместить в него товар, выписать сопроводительные документы.
Пятый этап предполагает выпуск транспорта на линию. На шестом этапе задача специалистов заключается в формировании и поставке на экспедицию следующих партий, а также в быстром и качественном обслуживании транспортных средств, которые предназначены для выполнения дополнительных или оперативно возникающих рейсов.
На шестом этапе специалист работает со вторыми, третьими, последующими и оперативно возникающими рейсами (это возможно в случаях дозаказов и в иных ситуациях). Седьмой этап заключается в учете и контроле логистом выгрузки и складирования оборотной тары на экспедиции и/или передаче ее в производственный цех. На восьмом этапе закрывают путевые листы, ставят отметку в товарно-транспортной накладной и иных документах, сравнивают запланированные и фактические результаты, составляют прогноз.
Необходимо уточнить, что первый, второй и шестой этапы относятся к категории планово-подготовительных работ. С третьего по шестой этапы отвечают за выполнение экспедиционных, погрузочных и иных подготовительных работ. Седьмой и восьмой этапы представляют собой выполнение учетных работ.
Цели и проблемы транспортно-логистического обеспечения предприятия
Основные цели транспортно-логистического обеспечения предприятия связаны, прежде всего, с повышением производительности труда персонала, увеличением скорости реагирования экспедиционного звена, минимизации времени пребывания транспорта как под загрузкой, так и в ожидании дальнейших действий.
Отклонение от достижения указанных целей может быть связано с действием ряда факторов. Например, транспорт может подаваться по жесткому графику, который не учитывает оперативную ситуацию и особенности рабочих дней. Еще возможно неправильное планирование погрузки, простои по вине водителя, возникновение аварий и чрезвычайных ситуаций, отказ производства и другие негативные события.
Перечисленные проблемы являются неотъемлемой частью деятельности предприятия по транспортно-логистическому обеспечению. Поэтому их решение в основном и составляет суть данного вида деятельности.